СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 8 класса "Строение текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 8 класса "Строение текста".

Просмотр содержимого презентации
«Строение текста. Стили речи»

Prezentacii.com Строение текста. Стили речи. Урок русского языка в 8 классе. Учитель: Бессчастнова С.Н. МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково

Prezentacii.com

Строение текста. Стили речи.

Урок русского языка в 8 классе.

Учитель: Бессчастнова С.Н.

МОУ «Средняя школа № 20» г. Балаково

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще Совесть, Честь… Ах, если бы все понимали, Что это не просто слова, Каких бы мы бед избежали. И это не просто слова. А.Яшин

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще

Совесть,

Честь…

Ах, если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали.

И это не просто слова.

А.Яшин

Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке. Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).  ПРИЗНАКИ ТЕКСТА: Заглавие (зависит от содержания). Тема ( о чем этот текст?).  Основная мысль, идея ( в чем нас убеждает? ). Делимость на смысловые части: НАЧАЛО ( то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части) , КОНЕЦ ( последняя смысловая часть ).  Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).  Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).  Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).    Задание: выполнить Упр. 45 из учебник русского языка С.Г.Бархударов (устно).

Текст – единица речи. Он не существует в готовом виде, как, например, слово в языке.

Текст всегда кто – то создает. У текста есть автор (авторы).

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА:

  • Заглавие (зависит от содержания).
  • Тема ( о чем этот текст?).
  • Основная мысль, идея ( в чем нас убеждает? ).
  • Делимость на смысловые части: НАЧАЛО ( то без чего текст не может существовать), ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (может делиться на более на более мелкие смысловые части) , КОНЕЦ ( последняя смысловая часть ).
  • Смысловая и структурная связанность всех частей (раскрывается общая тема и идея).
  • Композиционная завершенность (обычно возвращает к заглавию или началу рассказа).
  • Стилистическое единство (художественный, разговорный, официально – деловой, научный, публицистический).

Задание: выполнить Упр. 45 из учебник русского языка С.Г.Бархударов (устно).

СВЯЗЬ  МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:    Описание Повествование Рассуждение тезис кульминация доказательство развязка завязка вывод Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте.     Задание: Выполнить Упр.48 (устно), 53 (письменно).

СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:

Описание Повествование Рассуждение

тезис

кульминация

доказательство

развязка

завязка

вывод

Описание, повествование, рассуждение могут объединяться в одном тексте.

Задание: Выполнить Упр.48 (устно), 53 (письменно).

В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д.     Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.   А. Блок    Д 1 – Н 1 Д 2 – Н 2 Д 3 – Н 3

В текстах с цепной связью предложений мысль развивается по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и т.д. Например: Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийств, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. А. Блок

Д 1 – Н 1

Д 2 – Н 2

Д 3 – Н 3

Укажите новое во втором предложении.   Что такое счастье? Соучастие  В добрых человеческих делах.   Н.Н.Асеева    По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющее собой только новое.

Укажите новое во втором предложении. Что такое счастье? Соучастие В добрых человеческих делах. Н.Н.Асеева По аналогии с данным примером составьте вопрос; ответьте на него неполным предложением, представляющее собой только новое.

В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении  1 . . . . . 3 2 4 5 6 Самое лучшее и дорогое – Родина. Горе твое- Это наше  горе, Родина. Правда твоя –   Это наша  правда, Родина. Слава твоя – Это наша  слава, Родина!   Р.И.Рождественский «Реквием»

В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении

1

.

.

.

.

.

3

2

4

5

6

Самое лучшее и дорогое –

Родина.

Горе твое-

Это наше

горе,

Родина.

Правда твоя –

Это наша

правда,

Родина.

Слава твоя –

Это наша

слава,

Родина!

Р.И.Рождественский «Реквием»

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой , одинаковую концовку – эпифоровой .    Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст. Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена их одинаковым концом. Одинаковое начало нескольких соседних предложений называют анафорой , одинаковую концовку – эпифоровой .

Прочитайте начало текста; продолжите его, используя параллельную связь предложений, усиленную анафорой. Запишите полученный текст.

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество. Но все – таки можно сказать: Родина – это… . Это -… . Это - … .

Лексический повтор Однокоренные слова Синонимы лексические Лексические средства связи предложений в тексте Синонимы текстовые Описательный оборот Антонимы

Лексический повтор

Однокоренные слова

Синонимы лексические

Лексические средства связи предложений в тексте

Синонимы текстовые

Описательный оборот

Антонимы

Местоимение Наречие Морфологические средства связи предложений в тексте Союз

Местоимение

Наречие

Морфологические средства связи предложений в тексте

Союз

Синтаксические средства сравнения:  приложение сравнительный оборот

Синтаксические средства сравнения:

приложение сравнительный оборот

Самостоятельная работа с текстом (прилагается).  Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.

Самостоятельная работа с текстом (прилагается).

Задание: Проследите связь абзацев в тексте. Укажите в них лексические и морфологические средства связи.

Домашнее задание: п. 6 упр. 57.

Домашнее задание:

п. 6 упр. 57.