СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока музыкальной литературы на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта""

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о вокальном творчестве Шуберта

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока музыкальной литературы на тему "Вокальное творчество Ф.Шуберта""»

Вокальное творчество  Франца Шуберта

Вокальное творчество Франца Шуберта

 Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797 – 1828), одного из основоположников романтизма в музыке.

Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797 – 1828), одного из основоположников романтизма в музыке.

Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена. Их у него было более 600, хотя при жизни издано только около 200. Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.

Песня в творчестве Шуберта занимает такое же место, как фуга в творчестве Баха, соната в творчестве Бетховена.

Их у него было более 600, хотя при жизни издано только около 200.

Большую часть песен Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей.

Шубертиада – это собрания дружеского кружка интеллигентной демократической молодёжи, которые были полностью посвящены произведениям Шуберта. В числе его участников были музыканты, поэты, художники.

Шубертиада – это собрания дружеского кружка интеллигентной демократической молодёжи, которые были полностью посвящены произведениям Шуберта. В числе его участников были музыканты, поэты, художники.

Франц Шуберт создал новый тип песен. Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов.

Франц Шуберт создал новый тип песен.

Они представляли собой небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал, а иногда и иллюстрировал смысл слов.

Большую роль в жизни Шуберта сыграл выдающийся австрийский певец-баритон. Иоганн Михаэль Фогль. Песни Шуберта в его исполнении стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Вместе с Шубертом Фогль путешествовал по городам Европы.

Большую роль в жизни Шуберта сыграл выдающийся австрийский певец-баритон. Иоганн Михаэль Фогль.

Песни Шуберта в его исполнении стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Вместе с Шубертом Фогль путешествовал по городам Европы.

«Форель» - одна из самых известных песен композитора, написана на стихи близкого друга Шуберта, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля.

«Форель» - одна из самых известных песен композитора, написана на стихи близкого друга Шуберта, немецкого поэта Кристиана Фридриха Даниэля.

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением, песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность. Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта. Простой, безыскусной мелодией, куплетным строением, песня «Форель» близка народным австрийским и немецким песням. В её оживлённом движении ощущается игривая танцевальность.

Мелодию украшает изящный аккомпанемент. Фортепианные пассажи подобны лёгким ритмичным всплескам волн. Они переливаются в прозрачных звуках аккордов, как струи журчащего ручья под лучами солнца.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку: Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание. Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость... Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

Начало первых двух куплетов песни пронизано интонациями радости - фанфарными мотивами. Как и в народных австрийских и немецких песнях, гармония здесь опирается на простейшие аккорды, звучит только мажор. Но вот в мир безмятежной красоты и гармонии вторгается нечто враждебное, чуждое. Беспечная рыбка попалась на крючок рыбака... Поэт описывает выразительную сценку:

Следуя за поэтическим текстом, композитор резко изменяет характер музыки в третьем куплете песни. Теперь вместо мажора звучит минор, мрачнеет регистр аккомпанемента. Мелодию сменяет речитатив, его дыхание становится взволнованным, сбивчивым, в нем выделяются резкие восклицательные интонации. Партия сопровождения прерывается паузами - в них чувствуется напряжённое ожидание.

Разрушен мир красоты, исчезли покой и радость...

Однако законы музыкальной целостности произведения требуют обрамления, музыкального повтора. Поэтому третий куплет завершается вновь короткими закруглёнными песенными фразами у фортепиано, звучавшими в самом начале песни.

 Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…  Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.  Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье  Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,  Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.   А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,  И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам, Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

Баллада – один из жанров романтической песни, в котором ведётся лирико – драматическое повествование с использованием какого – либо сюжета, нередко фантастического.

Баллада – один из жанров романтической песни, в котором ведётся лирико – драматическое повествование с использованием какого – либо сюжета, нередко фантастического.

Шуберт. Баллада «Лесной царь» Стихи написал Иога́нн Во́льфганг Гёте -  немецкий поэт второй половины 18 – первой половины 19 века, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.

Шуберт. Баллада «Лесной царь»

Стихи написал Иога́нн Во́льфганг Гёте -  немецкий поэт второй половины 18 – первой половины 19 века, государственный деятель, мыслитель, философ и естествоиспытатель.