Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим
перед ними проблемы, которые
надо решить».
Роджер Левин
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». ФГОС: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Компетенция-
- совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых ученик должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.
Классификация компетентностей
* ключевые компетентности –
относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
* общепредметные компетентности -
относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
* предметные компетентности —
частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
« Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем».
Ключевые компетенции
Учебно- познавательные
Информационные
Коммуникативные
Ценностно-смысловые
Социально-трудовые
Общекультурные
Личностного-самосовершенствования
Учебно-познавательные компетенции.
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Ценностно-смысловые компетенции.
связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Информационные компетенции .
- работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции.
- представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
- представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности;
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения;
- иметь позитивные навыки общения.
Социально-трудовые компетенции.
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
- владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя.
Общекультурные компетенции.
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.
Компетенции личностного самосовершенствования
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические
познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда,
сегодня устарела .
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях , которые формулируются как ответ системы образования на требования «мира труда».