СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Исследовательская деятельность в начальных классах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Исследовательская деятельность в начальных классах"»

Исследовательская деятельность в начальных классах Сизова Светлана Владимировна МАОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»
  • Исследовательская деятельность в начальных классах
  • Сизова Светлана Владимировна
  • МАОУ «СОШ № 5 г. Закаменск»
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи исследовательской деятельности:   развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании; обучить основам оформления работ; познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:   фантастической; экспериментальной; изобретательской; теоретической.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.
Этапы исследовательской деятельности:   выбор темы; постановка цели и задач; выдвижение гипотезы исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.
Методы  эмпирического  уровня:   наблюдение интервью анкетирование опрос собеседование тестирование фотографирование счет измерение сравнение

Методы  эмпирического  уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение
Методы  экспериментально-теоретического  уровня:   эксперимент лабораторный опыт анализ моделирование исторический логический синтез индукция дедукция гипотетический

Методы  экспериментально-теоретического  уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический
Методы  теоретического  уровня: изучение и обобщение абстрагирование идеализация формализация анализ и синтез индукция и дедукция аксиоматика

Методы  теоретического  уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика
Условия формирования исследовательских умений младших школьников :   целенаправленность и систематичность; мотивированность; творческая среда; психологический комфорт; личность педагога и помощь родителей; учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников :

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.
. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися В своей практике постоянно включаю этот вид деятельности на уроках и во внеурочной работе. Стараюсь вовлечь в исследовательскую деятельность наибольшее количество учеников в классе, задействовать членов их семей. Для этого использую групповые, парные исследования, исследования «взрослый + ребёнок». Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

  • В своей практике постоянно включаю этот вид деятельности на уроках и во внеурочной работе. Стараюсь вовлечь в исследовательскую деятельность наибольшее количество учеников в классе, задействовать членов их семей. Для этого использую групповые, парные исследования, исследования «взрослый + ребёнок». Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:
Тема исследовательской работы.  О чём? Введение.  Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель.  Зачем я хочу провести исследование? Задачи исследования.  Как я буду исследовать? Объект исследования.  Что я буду исследовать? Предмет исследования.  Что меня интересует в объекте исследования? Гипотеза исследования.  Что я предполагаю? Дата и место проведения моего исследования.  Когда и где? Методика работы.  Какие методы работы я выберу и почему? Описание работы.  Мои результаты исследования. Выводы.  Подтвердилась или нет моя гипотеза? Использованная литература. Приложение.
  • Тема исследовательской работы.  О чём?
  • Введение.  Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
  • Цель.  Зачем я хочу провести исследование?
  • Задачи исследования.  Как я буду исследовать?
  • Объект исследования.  Что я буду исследовать?
  • Предмет исследования.  Что меня интересует в объекте исследования?
  • Гипотеза исследования.  Что я предполагаю?
  • Дата и место проведения моего исследования.  Когда и где?
  • Методика работы.  Какие методы работы я выберу и почему?
  • Описание работы.  Мои результаты исследования.
  • Выводы.  Подтвердилась или нет моя гипотеза?
  • Использованная литература.
  • Приложение.
Основные этапы написания исследовательской работы   1. Выбор темы исследования Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?) 2. Постановка цели и задач Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

Основные этапы написания исследовательской работы

  • 1. Выбор темы исследования
  • Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)
  • 2. Постановка цели и задач
  • Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.
  • Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.
Основные этапы написания исследовательской работы   4. Выдвижение гипотезы Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения. 5. Определение последовательности проведения исследования Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные. 6. Выбор методов исследования Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

Основные этапы написания исследовательской работы

  • 4. Выдвижение гипотезы
  • Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.
  • 5. Определение последовательности проведения исследования
  • Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.
  • 6. Выбор методов исследования
  • Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).
Основные этапы написания исследовательской работы   7. Сбор и обработка информации Цель : зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников. 8. Анализ и обобщение полученных материалов Цель:  структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

Основные этапы написания исследовательской работы

  • 7. Сбор и обработка информации
  • Цель : зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.
  • 8. Анализ и обобщение полученных материалов
  • Цель:  структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.
Основные этапы написания исследовательской работы   9. Описание работы. Подготовка отчета Цель:  дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования. На этом этапе обычно создавалась электронная презентация. Можно отснять фильм, мультфильм, слайд-шоу и т.д. 10. Доклад Цель:  защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Отрабатывались навыки публичного выступления сначала перед учителем и родителями, затем перед своим классом, затем на школьной научно-практической конференции. Особое внимание уделяю ситуации, когда докладчик затрудняется ответить на вопрос из зала. В таком случае уместна фраза: «Я не готов ответить на этот вопрос сейчас, но я постараюсь найти ответ в различных источниках и ответить на него позже».

Основные этапы написания исследовательской работы

  • 9. Описание работы. Подготовка отчета
  • Цель:  дать определения основным понятиям, сделать выводы, подготовить сообщение по результатам исследования. На этом этапе обычно создавалась электронная презентация. Можно отснять фильм, мультфильм, слайд-шоу и т.д.
  • 10. Доклад
  • Цель:  защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Отрабатывались навыки публичного выступления сначала перед учителем и родителями, затем перед своим классом, затем на школьной научно-практической конференции. Особое внимание уделяю ситуации, когда докладчик затрудняется ответить на вопрос из зала. В таком случае уместна фраза: «Я не готов ответить на этот вопрос сейчас, но я постараюсь найти ответ в различных источниках и ответить на него позже».
Основные этапы написания исследовательской работы    11. Обсуждение итогов работы. Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с его родителями, с одноклассниками. Учить умению давать оценку деятельности другого ученика и проводить самооценку. На данном этапе очень важно создать «ситуацию успеха» у обучающегося

Основные этапы написания исследовательской работы

  • 11. Обсуждение итогов работы.
  • Важно проводить обсуждение не только с учеником, но и с его родителями, с одноклассниками. Учить умению давать оценку деятельности другого ученика и проводить самооценку. На данном этапе очень важно создать «ситуацию успеха» у обучающегося
Заключение Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Заключение

  • Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.
Литература Зубова С.С. Последовательность организации исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher – 2014. - № 1-2. - С. 95-98. Медведева, Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013.- № 8. – С. 29-32 Подругина И.А., Сергеева Д.В., Соловова О.Р. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.- С. 9

Литература

  • Зубова С.С. Последовательность организации исследовательской деятельности // Исследователь/ Researcher – 2014. - № 1-2. - С. 95-98.
  • Медведева, Л.Л. Проектно-исследовательская деятельность как элемент здоровьесберегающих технологий // Начальная школа: плюс до и после. – 2013.- № 8. – С. 29-32
  • Подругина И.А., Сергеева Д.В., Соловова О.Р. Проектирование учебно-исследовательской деятельности школьников в современном образовательном пространстве// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.- С. 9