Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростков
Автор: Корякина Дарья,
учащаяся 11 класса
МКОУ «Кожильская СОШ»
«Что ты, баба, белены объелась, ни ступить, ни молвить не умеешь».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема исследования : Нормы ударения и их нарушение в лексиконе подростков
Актуальность работы: нарушение норм произношения
Цель исследования: выявление причин нарушения норм ударения в лексиконе подростков.
Объект исследования: лексикон подростков МКОУ «Кожильская средняя общеобразовательная школа 8, 9, 10, 11 классов в количестве 45 человек.
Задачи
1.Осуществить теоретический анализ учебных пособий по теме «Нормы ударения в русском языке».
2.Изучить особенности ударения в русском языке.
3.Изучить причины изменения орфоэпических норм русского языка в 2009 году.
4.С помощью анкетирования выявить причины нарушения норм ударения в устной речи подростков.
5.Разработать рекомендации для повышения культуры речи подростков.
Методы исследования:
-изучение литературы по вопросу исследования;
-анкетирование;
-анализ полученных данных.
Три типа ударения:
- Словесное
- Логическое
- Эмфатическое
Особенности русского ударения:
- Подвижность ударения
- Двойное ударение
- Главное и второстепенное ударение
Причины отклонений от нормы ударения:
- Местные диалекты
- Заимствованные слова
- Просторечия
- Профессионализмы
- СМИ
Языковая реформа 2009 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2009 года № 195 "Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ".
РЕЗУЛЬТАТЫ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ №1-4 АНКЕТЫ
1.Часто ли подростки допускают ошибки в постановке ударения в устной речи?
2. Часто ли ты задумываешься, как правильно поставить ударение в том или ином слове?
3. Часто ли ты замечаешь ошибки в постановке ударения в речи окружающих?
4. Соблюдаешь ли ты правила постановки ударения в устной речи?
Речевое поведение в зависимости от обстановки (результаты ответов на вопрос №6 анкеты)
Образец речевого поведения (результаты ответов на вопрос №7 анкеты)
С чего начинается общая культура речи?
Рекомендации подросткам.
1.Обращайся к орфографическому и орфоэпическому словарям последних изданий, где закреплены нормы ударения;
2.Старайся говорить правильно в любой ситуации, в любом окружении;
3.Слепо не подражай радио- и телеведущим;
4.Исправляй ошибки в произношении других людей, убеждай в правильности твоего варианта;
5.Помни, что местные диалекты –не образец для подражания;
6.Читай классическую литературу, и твоя речь будет богатой и правильной.
Заключение
Помни: твоя речь –твоя визитная карточка!