СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация показывает поэтапную работу учителя по данной теме. Учитель делится приёмами работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"»

« Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»   учитель начальных классов Гавриленко Елена Петровна МОУ «СОШ № 4» с. Северного

« Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

учитель начальных классов

Гавриленко Елена Петровна

МОУ «СОШ № 4» с. Северного

 «Читать и не понимать- тоже, что совсем не читать».    Я.Коменский

«Читать и не понимать-

тоже, что совсем не читать».

Я.Коменский

 « Функциональная грамотность »   Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

« Функциональная грамотность »

Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Читательская грамотность- это базовый навык функциональной грамотности . Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, умеет анализировать, обобщать, делать выводы.

Читательская грамотность- это базовый навык функциональной грамотности .

Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, умеет анализировать, обобщать, делать выводы.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению ; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни.  2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа , прежде всего художественного текста.  3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы.  4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1. Сформированность мотивации к самостоятельному чтению ; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни. 2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа , прежде всего художественного текста. 3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы. 4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.

 Задания на формирование мотивации к самостоятельному чтению  Учебная задача Цель предъявления учебной Слушая/читая сказку, постарайся представить её героев задачи Последующее обсуждение поведения, характера героев Читая текст, обрати внимание на его главную мысль Осмысление темы текста, идеи и замысла автора Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль   Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли Понимание того, как развивается основная сюжетная линия Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни   Понимание особенностей жанра

Задания на формирование мотивации к самостоятельному чтению

Учебная задача

Цель предъявления учебной

Слушая/читая сказку, постарайся представить её героев

задачи

Последующее обсуждение поведения, характера героев

Читая текст, обрати внимание на его главную мысль

Осмысление темы текста, идеи и замысла автора

Читая басню, обрати внимание, в каких словах выражена мораль

 

Понимание идеи, нравственной позиции автора, воспитательных возможностей произведения

Читая рассказ, обрати внимание на события, подумай, почему они произошли

Понимание того, как развивается основная сюжетная линия

Читая рассказ, подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни

 

Понимание особенностей жанра

Мотивация к самостоятельному чтению Задание: А. Усачёв «Самый лучший в мире дом».  - Читая сказку, найди ответ, почему автор так ее назвал. После самостоятельного чтения текста детям предлагается обсудить следующие вопросы, подкрепляя ответы на них словами из текста: - Почему по-разному думают об одном и том же доме автор и цыплята? - Чем же это он (дом) неудобный Автор думает, что «дом – веранда», а цыплята уверены, что дом «ужасный», «большой и неуютный», «…холодный!.. И бегать не может!». И конечно, «самый лучший в мире дом – у мамы под крылом: он и маленький, и уютный, и тёплый, и бегать умеет!»

Мотивация к самостоятельному чтению

Задание: А. Усачёв «Самый лучший в мире дом».

- Читая сказку, найди ответ, почему автор так ее назвал.

После самостоятельного чтения текста детям предлагается обсудить следующие вопросы, подкрепляя ответы на них словами из текста:

- Почему по-разному думают об одном и том же доме автор и цыплята?

- Чем же это он (дом) неудобный

Автор думает, что «дом – веранда», а цыплята уверены, что дом «ужасный», «большой и неуютный», «…холодный!.. И бегать не может!». И конечно, «самый лучший в мире дом – у мамы под крылом: он и маленький, и уютный, и тёплый, и бегать умеет!»

Овладение процессом смыслового чтения    - содержательный анализ текста : тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев;  - анализ художественных особенностей текста, (описание, язык героев, выразительные свойства); - рефлексивный анализ : выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций;

Овладение процессом смыслового чтения

- содержательный анализ текста : тема, главная мысль, сюжет, план текста, характеристика героев;

- анализ художественных особенностей текста, (описание, язык героев, выразительные свойства);

- рефлексивный анализ : выбор информации для возможной оценки реальных жизненных ситуаций;

 Задания для смыслового чтения  Определение темы текста Задание 1. Определи темы произведений и соедини линией тему и название. «Огурцы» Н. Носов «Морозко» о дружбе «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»  Б. Шергин о трудолюбии «Кот, лиса и петух». Задание 2. Прослушай произведения «В лесу» и. Соколова-Микитова, «Весна идёт» А. Барто, «Стихи о весне» И. Мазина. -Какая тема их объединяет?. Найдём в тексте слова , которые подсказывают тему.

Задания для смыслового чтения Определение темы текста

Задание 1. Определи темы произведений и соедини линией тему и название.

«Огурцы» Н. Носов

«Морозко» о дружбе

«Собирай по ягодке- наберёшь кузовок»

Б. Шергин о трудолюбии

«Кот, лиса и петух».

Задание 2. Прослушай произведения «В лесу» и. Соколова-Микитова, «Весна идёт» А. Барто, «Стихи о весне» И. Мазина.

-Какая тема их объединяет?. Найдём в тексте слова , которые подсказывают тему.

Задания для смыслового чтения  Задание 3. Прочитай рассказ «Про Мальку» В. Белова. -Выскажи своё мнение: подходит ли к теме этого рассказа пословица «Материнская забота конца не знает?» Задание .4  Определите темы пословиц . Объясните их значение. Выберите из них пословицы о важности учения. Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете? Шутку шутить – всех веселить. Бочка мёда, а ложка дёгтя всё испортит. Не спеши языком, торопись делом. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Грамоте учиться всегда пригодится. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Задания для смыслового чтения

Задание 3. Прочитай рассказ «Про Мальку» В. Белова.

-Выскажи своё мнение: подходит ли к теме этого рассказа пословица «Материнская забота конца не знает?»

Задание .4 Определите темы пословиц . Объясните их значение. Выберите из них пословицы о важности учения. Какие ещё пословицы на эту тему вы знаете?

  • Шутку шутить – всех веселить.
  • Бочка мёда, а ложка дёгтя всё испортит.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Грамоте учиться всегда пригодится.
  • Не на пользу читать, коли только вершки хватать.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Задания по определению главной мысли текста  Задание. Отметь, какая пословица отражает главную мысль басни Л.Н. Толстого «Лгун». Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:  «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят:  неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.  Шила в мешке не утаишь.  Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Задания по определению главной мысли текста

Задание. Отметь, какая пословица отражает главную мысль басни Л.Н. Толстого «Лгун».

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

«Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят:

неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

  • Шила в мешке не утаишь.
  • Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

Задания по сюжетной линии произведения  2 класс Задание  Вспомним сказку «Три поросёнка», проанализируем её содержание и пронумеруем пункты так, как развивались события: Волк дует на дом из прутиков. Волк бежит за поросятами. Два поросёнка резвятся на лужайке. Волк дует на соломенный домик. Волк лезет в трубу каменного дома.  Три поросёнка пляшут перед каменным домиком, волк убегает  3 класс. Задание  ( после прочтения рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» организую наблюдение над текстом, предлагаю детям проанализировать последовательность событий, случившихся с охотником и зайцем). Ответьте на вопросы:  Так ли эта история отражена в сюжете рассказа? С какого события начинается повествование? Каким событием заканчивается? Если бы мы составляли план, как бы мы отразили в нем эти события? .

Задания по сюжетной линии произведения

2 класс Задание Вспомним сказку «Три поросёнка», проанализируем её содержание и пронумеруем пункты так, как развивались события:

  • Волк дует на дом из прутиков.
  • Волк бежит за поросятами.
  • Два поросёнка резвятся на лужайке.
  • Волк дует на соломенный домик.
  • Волк лезет в трубу каменного дома.
  • Три поросёнка пляшут перед каменным домиком, волк убегает

3 класс. Задание ( после прочтения рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» организую наблюдение над текстом, предлагаю детям проанализировать последовательность событий, случившихся с охотником и зайцем). Ответьте на вопросы:

  • Так ли эта история отражена в сюжете рассказа?
  • С какого события начинается повествование?
  • Каким событием заканчивается?
  • Если бы мы составляли план, как бы мы отразили в нем эти события?

.

Задания по восстановлению плана текста и на установление пропущенного в плане события  Задание 1. Проверь, какого события нет в рассказе В. Бианки «Мышонок Пик». среди перечисленных в плане. - Как мышонок попал в мореплаватели. - Кораблекрушение. Чудесный гость. Страшная ночь. Соловей разбойник. Задание 2. Проанализируем как развивается сюжет в сказке И. Соколова –Микитова «Листопадничек». Какие события пропущены. - Родились три зайчонка. - Побег из родного гнезда. - Встреча с бобрами. - Остался Листопадничек в бобровой хатке. - Возвращение домой.

Задания по восстановлению плана текста и на установление пропущенного в плане события

Задание 1. Проверь, какого события нет в рассказе В. Бианки «Мышонок Пик». среди перечисленных в плане.

- Как мышонок попал в мореплаватели.

- Кораблекрушение.

  • Чудесный гость.
  • Страшная ночь.
  • Соловей разбойник.

Задание 2. Проанализируем как развивается сюжет в сказке И. Соколова –Микитова «Листопадничек». Какие события пропущены.

- Родились три зайчонка.

- Побег из родного гнезда.

- Встреча с бобрами.

- Остался Листопадничек в бобровой хатке.

- Возвращение домой.

Задания по характеристике героев.  1 клас с. Задание. Охарактеризовать героев одним словом ( медведь-сладкоежка, лиса-плутовка, кот-лежебока и т. п.), ориентируясь на рисунки и слова-подсказки. 2 класс.  Задание. Продолжи характеристику героев, используя глаголы из текста. Сравни, как разговаривают герои. Можно ли по разговору сказать, кто из них добрый, вежливый и терпеливый? Приведи примеры из текста. (Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться») 3 класс. Задание. Дадим характеристику главным героям сказки: какими качествами они наделены? (Русская народная сказка «Каша из топора».)

Задания по характеристике героев.

1 клас с. Задание. Охарактеризовать героев одним словом ( медведь-сладкоежка, лиса-плутовка, кот-лежебока и т. п.), ориентируясь на рисунки и слова-подсказки.

2 класс. Задание. Продолжи характеристику героев, используя глаголы из текста. Сравни, как разговаривают герои. Можно ли по разговору сказать, кто из них добрый, вежливый и терпеливый? Приведи примеры из текста. (Русская народная сказка «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»)

3 класс. Задание. Дадим характеристику главным героям сказки: какими качествами они наделены? (Русская народная сказка «Каша из топора».)

Характеристика героев. Задание. Выпиши слова, которые характеризуют Полкана. Сравни поведение собаки и мальчика.  К. Ушинский «Играющие собаки». Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась  на солнышке большая собака, Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке. – Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.  Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно. – Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Характеристика героев.

Задание. Выпиши слова, которые характеризуют Полкана. Сравни поведение собаки и мальчика.

К. Ушинский «Играющие собаки».

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась

на солнышке большая собака, Полкан. К Полкану

подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают» Джордж Карлин

«Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают»

Джордж Карлин