Интегрированный урок
литературы и изобразительного искусства
в 7 классе.
Тема:
«ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА - ВАЖНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА. ОБРАЗ РУССКОГО БОГАТЫРЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ».
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
По нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю русскую!
Не затмить им
Солнце наше красное!
Век стоит Русь –
Не шатается!
И века простоит – Не шелохнется!
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени:
«Один в поле не воин»
«С родимой земли - умри не сходи»
«Храбрость города берёт»
«Кто наступит на землю русскую – тот оступится»
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом из них есть что-то своё, особенное.
Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа. Легендарные герои народного эпоса богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - самоотверженные защитники земли русской.
Илья Муромец
принадлежит к людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчёркивается его мудрость. Отличается он прямотой душевной, волей стойкой, умом, заботу о бедных и сиротах берет на себя.
Алеша Попович-
"напуском смелый" молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр. Алёша Попович — самый молодой, весёлый, находчивый и озорной.
Добрыня Никитич
в соответствии с былинами представителен и величав. Он сдержан, внимателен и образован.
Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Н.К. Рерих
« Русская сила богатырская »
(«Святогор»)
К.Васильев « Микула и Вольга »
«Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", -
отмечал критик В. Стасов.
Акварельный рисунок «Витязь».
«Баян» В.М. Васнецов
«Витязь на распутье » В.М. Васнецов
Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог.
Первоначальное авторское название картины:
«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", русский критик и искусствовед В.В. Стасов писал:
« И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила у Репина - угнетенная и еще затоптанная...
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»
а здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа »
нужным, необходимым,
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Грузный и лохматый вороной конь Ильи Муромца —такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только тронуться с места — загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...
Илья Муромец.
Фрагмент картины "Богатыри"
А немного поодаль, справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице - полный отваги и смелости молодой красавец Алеша Попович. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его гнедой, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив.
Он душа компании, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Алеша Попович.
Фрагмент картины "Богатыри"
Суровый дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко Добрыня Никитич в дорогом шлеме, красивы его доспехи, меч в бархатных ножнах, дорогое убранство на коне. Он уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот - вот пустит он вскачь своего белого скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем (в былинах такой красавец конь с нежностью называется “белеюшко. Городская стать Добрыни Никитича, изящество снаряжения, позолота тонких украшений дает понять, что происхождения он знатного.
Добрыня Никитич.
Фрагмент картины "Богатыри"
«Долгих поисков стоил мне пейзаж «Богатырей», — однажды сказал Васнецов, подтверждая особое значение пейзажа в картине.
«…Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности».
«Богатыри» В.М. Васнецов
Источники информации:
- www.tanais.info
- www.art-catalog.ru
- Энциклопедия мирового искусства. Шедевры русской живописи. Издательство «Белый город», 2006г.