Использование игровых технологий на уроках русского языка.
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 76» Вильгельми А.Д.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии .
Функции игры
Повышение
самооценки
Коммуникативная
Социализация,
Развитие внимания,
толерантность
логического мышления,
творческих
способностей
Познавательный интерес,
активизация деятельности
Условия использования игр на уроках:
1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока. Игровые задачи всегда соединяются с дидактическими.
- Доступность для учащихся данного возраста.
- Эмоциональная установка.
- Умеренность в использовании игр на уроках. Игра не самоцель, а средство, способствующее сотрудничеству на уроке.
- Вовлечение в работу всех учеников.
- Умение выслушивать мнение других.
Преимущества игровых технологий:
- 1.Игровая методика особенно хорошо работает на слабых учеников.
- 2. Реализует потребность подростков в общении.
- 3. Способствует развитию сферы общения школьников.
- 4. В игре проявляются все три стороны общения:
- информативная ( передача и сохранение информации);
- интерактивная (организация взаимодействия и совместной деятельности) и
- перцептивная ( восприятие и понимание человека человеком).
Преимущества(актуальность) игровых технологий:
5. Изменяет объектную позицию учащегося в субъектную, активно действующую.
6. Игра развивает интерес к предмету и активизирует мыслительную деятельность учащихся.
7. Игра расширяет кругозор учащегося, ставит его перед ситуацией нравственного выбора, принятия самостоятельного решения.
8. Именно в процессе игрового диалога ребёнок усваивает те модели и методы, которые позволяют ему действовать самостоятельно. (Д. Бруннер)
Использование игровых технологий на уроках русского языка
В начале урока можно провести игру «Посмотри фрагмент мультфильма и угадай тему урока». Ученики смотрят фрагмент мультфильма про кота Леопольда («Ребята, давайте жить дружно!») и определяют тему урока – «Обращение». И так далее с другими темами .
«Смилуйся, государыня рыбка…»
«Глупый ты бес, куда ж ты за нами полез?»
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!»
«Разгадай кроссворд».
Каких животных вспомнил художник, когда рисовал этого диковинного зверя? По каким грамматическим признакам, и в какие группы можно объединить эти слова?
- На уроках русского языка используются орфографические и толковые словари. Словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Антонимы
Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый. Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа. Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья!
Имя существительное
Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно.
Результаты входного контроля 17.09.16.
Результаты обобщающей проверочной работы по той же теме с использованием игровых технологий в течение 3-х месяцев. 07.12.16.
Список литературы:
1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1999 г.
2. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
3. «Русский язык в школе», 2002 г., №4
4. «Русский язык в школе», 2001 г., №5
5. «Русский язык в школе», 2001 г., №3
6. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994.
7. Литература в школе. – 1998. - №4.
8. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.