- Учебная мотивация – это то, что даёт толчок ученику.
- Именно мотивация помогает человеку не испытывать чувство скуки и преодолевать трудности.
- Внешние мотивы характеризуются взаимодействием личности с внешней средой (это требования со стороны взрослых, учителей и родителей, намеки, указания, условия и т.п.)
- Внутренние – это то, что движет ребенком изнутри (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)
- Постановка точной цели.
- Создание ситуации реальной жизни на уроке и поиск путей её решения.
- Создание благоприятного психологического климата на уроке.
- Оценка.
- Разнообразие форм и методов на уроках.
- Расширение возможностей самореализации учащихся.
В рамках недели русского языка и литературы ребята разгадывают на переменах отрывные ребусы, кроссворды;
рисуют свою авторскую обложку для любимой книги,
участвуют в различных играх, марафонах и конкурсах.
Конкурсы «Больше всего пятёрок за неделю», «Самое аккуратное ведение тетради», «Самый читающий ученик» вызывают в учениках азарт и стимулируют на старание и усердие.
Речь педагога, его настроение, методическое мастерство, человеческие качества и обязательная увлеченность своим предметом оказывают сильнейшее влияние на учащихся.
Творческий педагог, ищущий всегда, непременно находит свои пути к детским сердцам и душам.
Дети очень «хрупкие»: можно зажечь, а можно и погасить огонёк жажды знаний в их глазах.
Для развития учебной мотивации в своей практике я успешно применяю дидактические игры, метод проектов, создание проблемной ситуации.
На каждом этапе важно поддерживать учебно-познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников.
Для появления интереса к изучаемому предмету использую приёмы:
Приём «Оратор».
Приём «Автор учебника».
Приём «Фантазёры».
Приём «Верно – неверно».
Приём «Найди ошибку».
Приём «Фантастическое превращение».
На этапе повторения изученного использую приёмы: «Схема-опора», «Дополни», «Приведи свои примеры», «Повторение под контролем».
Использую на уроках русского языка при проведении словарных диктантов и тестов. В начале учебного года наклеить на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради два конверта. Один называется «Касса моих успехов», другой «Касса моих ошибок». Словарные диктанты и тесты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на листочках. Весь учебный год идёт «коллекционирование»: накапливаются работы, которые составляют содержимое конверта «Мои успехи». Тем, кто написал плохо, даётся шанс: на обратной стороне листочка необходимо сделать работу над ошибками – это непременное условие для того, чтобы листочек перекочевал в «Кассу успехов».
Только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание будут способствовать формированию учебной мотивации школьников, улучшать результаты учебной деятельности учащихся.
- Существует только один способ побудить человека что-либо сделать – заставить его захотеть это сделать.
- Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения: если знания ребенок будет усваивать без интереса, то и прочными эти знания не станут.
- Составьте «Энциклопедию слова» по плану:
1. Слово и его лексическое(ие) значение(я).
2. Слово и слова-родственники (однокоренные).
3. Слово и его синонимы.
4. Слово и его антонимы.
5. Слово во фразеологических оборотах.
6. Слово в пословицах и поговорках.
7. Слово в названиях произведений литературы.
8. Слово в текстах художественной литературы.
- Сочините рассказ по опорным словам.
В процессе выполнения задания необходимо сочинить связный текст, используя 7 – 10 опорных слов, список которых составлен случайным образом. После чтения составленных текстов можно предложить учащимся написать «вторую серию» — продолжение того же текста, в котором снова употребить все слова списка.
Игры «Продолжить ряд» , «Четвертый лишний» , «Знаете ли вы, что…?»
Прием «Закончи предложения».
- Возьмите «интервью» у писателя, при этом его ответы на ваши вопросы – это строки из его произведений.
- Составьте диалог поэтов, например, пусть о любви (Родине, революции) «поговорят» А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, а в качестве реплик диалога будут строки из их произведений.
- Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. Вы можете задать всего два-три вопроса, чтобы что-то узнать про него. Какие вопросы вы зададите? Как вы думаете, что ответит герой?
- проект «За обеденным столом с…», результатом работы над которым становится выпуск сборников «Любимые блюда писателей» и «Любимые блюда литературных героев»;
- проект «Литература и живопись», в рамках которого учащиеся работают по темам «Русские народные промыслы», «Времена года», «Поэты-художники»;
Организованная учебная деятельность не только способствует расширению филологических знаний учащихся, развитию интереса школьников к языку и литературе, но и развивает такие психологические качества личности, как любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.