СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к року в 11 классе по теме "Вирусы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит хороший познавательный материал к уроку в 11 классе "Вирусы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к року в 11 классе по теме "Вирусы"»

Урок биологии 11 класс ГУО «Бешенковичская гимназия – интернат» Учитель биологии Соколова Л.В.

Урок биологии

11 класс

ГУО «Бешенковичская гимназия – интернат»

Учитель биологии Соколова Л.В.

Империя Доклеточные Клеточные (Неклеточные) Надцарства Царство Эукариоты Прокариоты Вирусы Царства  Вирусы (ДНК) Вирусы (РНК) Бактериофаги  Бактерии Протисты Растения Грибы Животные

Империя

Доклеточные

Клеточные

(Неклеточные)

Надцарства

Царство

Эукариоты

Прокариоты

Вирусы

Царства

Вирусы (ДНК)

Вирусы (РНК)

Бактериофаги

Бактерии

Протисты

Растения

Грибы

Животные

Тема урока :   Вирусы

Тема урока :

Вирусы

Проблемный вопрос.  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?  Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

 Изучая болезни табака (1892г.), открыл новые загадочные организмы.   «…они меньше бактерий, не растут  на искусственной среде».  ИВАНОВСКИЙ  ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ  1864-1920  Позже их назвали « вирус»,   в переводе «яд»

Изучая болезни табака (1892г.),

открыл новые загадочные организмы.

«…они меньше бактерий, не растут

на искусственной среде».

ИВАНОВСКИЙ ДМИТРИЙ ИОСИФОВИЧ 1864-1920

Позже их назвали « вирус»,

в переводе «яд»

История изучения вирусов  В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

История изучения вирусов

В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

Вирусология – наука о вирусах

Вирусология – наука о вирусах

Понятие о вирусах Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.  Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

Понятие о вирусах

  • Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.

  • Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.

Размеры вирусов Мельчайшие живые  организмы  (от 20 до 500 нм)  Нанометр – 10 -9 метра  В среднем в 50 раз меньше бактерий  Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа  Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Размеры вирусов

  • Мельчайшие живые

организмы

(от 20 до 500 нм)

Нанометр – 10 -9 метра

  • В среднем в 50 раз меньше бактерий

  • Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа

  • Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Строение вируса Схематичное строение вируса : 1 - сердцевина ( НК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида).

Строение вируса

  • Схематичное строение вируса :

1 - сердцевина ( НК); 2 - белковая оболочка (капсид);

3 - дополнительная липопротеидная оболочка;

4 - капсомеры (структурные части капсида).

Состав вирусов Вирусы (по составу) ДНК – РНК – содержащие  содержащие ретровирусы Оспа Грипп, краснуха, бешенство герпес ВИЧ, атипичная пневмония

Состав вирусов

Вирусы

(по составу)

ДНК –

РНК –

содержащие

содержащие

ретровирусы

Оспа

Грипп, краснуха, бешенство

герпес

ВИЧ, атипичная пневмония

Вирусы- живые или неживые?

Вирусы- живые или неживые?

Признаки живого организма Размножается Обладает изменчивостью (мутации) Передает наследственную информацию Приспосабливается Генетический материал – нуклеиновая кислота Способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды

Признаки живого организма

  • Размножается
  • Обладает изменчивостью (мутации)
  • Передает наследственную информацию
  • Приспосабливается
  • Генетический материал – нуклеиновая кислота
  • Способны скрещиваться между собой и производить жизнеспособные гибриды
Признаки неживой природы Не питаются Не растут Нет обмена веществ Не потребляют энергию Не имеют клеточного строения

Признаки неживой природы

  • Не питаются
  • Не растут
  • Нет обмена веществ
  • Не потребляют энергию
  • Не имеют клеточного строения
Выводы Вирусы- особая неклеточная форма существования материи.  Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.  Вирусы вне организма « хозяина » - вирион, кристалл.  Вирус в клетке « хозяина » - нуклеиновая кислота  (ДНК или РНК).

Выводы

  • Вирусы- особая неклеточная форма существования материи.

  • Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.

  • Вирусы вне организма « хозяина » - вирион, кристалл.

  • Вирус в клетке « хозяина » - нуклеиновая кислота (ДНК или РНК).

Вирусы- внутриклеточные паразиты Каждый вирус обладает  видовой специфичностью , он ищет именно «своего» хозяина . Хозяин вируса Заболевание (деятельность вируса) бактерии бактериофаги растения мозаичность, карликовость, скручивание листьев  животные чумка, вирусный лейкоз, ящур, бешенство человек грипп, герпес, СПИД, чума.

Вирусы- внутриклеточные паразиты

Каждый вирус обладает видовой специфичностью ,

он ищет именно «своего» хозяина .

Хозяин вируса

Заболевание (деятельность вируса)

бактерии

бактериофаги

растения

мозаичность, карликовость, скручивание листьев

животные

чумка, вирусный лейкоз, ящур, бешенство

человек

грипп, герпес, СПИД, чума.

Клеточная специфичность вируса   Каждый вирус всегда отыскивает «свои» клетки:  вирусы «свои» клетки Гепатит А, С клетки печени  Грипп клетки эпителия верхних дыхательных путей ВИЧ лейкоциты крови, отвечающие за иммунитет (Т-лимфоциты) Оспа кожа, слизистые оболочки глаз, носовой и ротовой полостей

Клеточная специфичность вируса

Каждый вирус всегда отыскивает «свои» клетки:

вирусы

«свои» клетки

Гепатит А, С

клетки печени

Грипп

клетки эпителия верхних дыхательных путей

ВИЧ

лейкоциты крови, отвечающие за иммунитет (Т-лимфоциты)

Оспа

кожа, слизистые оболочки глаз, носовой и ротовой полостей

Этапы жизненного цикла вируса Прикрепление вируса к клетке –хозяина (абсорбция) 2.Проникновение вируса в клетку 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных НК и белков 5. Сборка вирусных частиц в клетке 5. Выход вирусов из клетки и гибель кл етки

Этапы жизненного цикла вируса

  • Прикрепление вируса к клетке –хозяина (абсорбция)

2.Проникновение вируса в клетку

3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.

4. Синтез вирусных НК и белков

5. Сборка вирусных частиц в клетке

5. Выход вирусов из клетки и гибель кл етки

Вирусы- возбудители различных заболеваний

Вирусы-

возбудители

различных

заболеваний

Многообразие вирусов Болезни растений:  Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха Скручивание листьев Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов

Болезни растений:

  • Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов
  • Карликовость
  • Скручивание листьев
  • Желтуха

Скручивание листьев

Вирус табачной мозаики

Многообразие вирусов Болезни животных:  Ящур Инфекционная анемия лошадей Чума свиней, птиц Грипп свиней, птиц  Ящур коров Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре) Чума плотоядных животных

Многообразие вирусов

Болезни животных:

  • Ящур
  • Инфекционная анемия лошадей
  • Чума свиней, птиц
  • Грипп свиней, птиц

Ящур коров

Вирусная болезнь плотоядных животных (болезнь Карре)

Чума плотоядных животных

Многообразие вирусов Болезни человека:  свинка грипп оспа некоторые онкологические  (опухолевые) болезни желтая лихорадка бешенство полиомиелит энцефалит СПИД бородавки герпес  корь Ребенок, больной оспой Человек, больной герпесом Вирус гриппа увеличен в 300 раз Вирус папилломы человека

Многообразие вирусов

Болезни человека:

  • свинка
  • грипп
  • оспа
  • некоторые онкологические

(опухолевые) болезни

  • желтая лихорадка
  • бешенство
  • полиомиелит
  • энцефалит
  • СПИД
  • бородавки
  • герпес

  • корь

Ребенок, больной оспой

Человек, больной герпесом

Вирус гриппа увеличен в 300 раз

Вирус папилломы человека

В ирус И ммунодефицита Ч еловека ВИЧ  С индром П риобретнного И ммуно Д ефицита СПИД  Вирус только человека.  Вирионы сферической формы.  Размер – 100- 150 нм .  Капсид – форма усечённого конуса.  Геном – две нити РНК.

В ирус И ммунодефицита Ч еловека

ВИЧ

С индром П риобретнного

И ммуно Д ефицита

СПИД

Вирус только человека.

Вирионы сферической формы.

Размер – 100- 150 нм .

Капсид – форма усечённого конуса.

Геном – две нити РНК.

 По состоянию на 1 января 2017 года в Витебской области зарегистрировано 1196 случаев ВИЧ-инфекции , количество людей, живущих с ВИЧ – 951 показатель распространённости составил 79,7 на 100 тыс. населения (на 01.01.2015г. – был 71,4 )  За 2016 году выявлено 119 новых случаев ВИЧ-инфекции (в 2015 г было 125)  В Бешенковичском районе зарегистрировано  19 случаев ВИЧ-инфекции .  В районе сегодня проживает  16 ВИЧ-положительных людей, 3 человека уже умерло .

По состоянию на 1 января 2017 года

  • в Витебской области зарегистрировано 1196 случаев ВИЧ-инфекции ,
  • количество людей, живущих с ВИЧ – 951
  • показатель распространённости составил 79,7 на 100 тыс. населения (на 01.01.2015г. – был 71,4 )
  • За 2016 году выявлено 119 новых случаев ВИЧ-инфекции (в 2015 г было 125)
  • В Бешенковичском районе зарегистрировано

19 случаев ВИЧ-инфекции .

В районе сегодня проживает 16 ВИЧ-положительных людей, 3 человека уже умерло .

Вирус гриппа  Вирус (А,В ,С) человека.  Вирионы сферической формы.  Размер – от 60 до 100 нм.  Капсид – полиморфный (сложный).  Геном – РНК. Штамм А (H1N1 «Калифорния 04/2009»)  вирус  «свиного» гриппа  вирус  «птичьего» гриппа вирус гриппа В  вирус гриппа А

Вирус гриппа

Вирус (А,В ,С) человека.

Вирионы сферической формы.

Размер – от 60 до 100 нм.

Капсид – полиморфный (сложный).

Геном – РНК.

Штамм А (H1N1 «Калифорния 04/2009»)

вирус

«свиного» гриппа

вирус

«птичьего» гриппа

вирус гриппа В

вирус гриппа А

б) самостоятельно, вне клеток хозяина

б) самостоятельно, вне клеток хозяина

 ? Наука, изучающая вирусы  называется - б) эпидемиология в) вирусология

? Наука, изучающая вирусы

называется -

б) эпидемиология

в) вирусология

? Синтез вирусного белка  осуществляется  а) на собственных  рибосомах вируса б) на рибосомах клетки-хозяина

? Синтез вирусного белка

осуществляется

а) на собственных

рибосомах вируса

б) на рибосомах клетки-хозяина

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Почему с вирусами возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Проблемный вопрос.  Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Мельчайшие живые организмы Устроены очень просто Не имеют клеточного строения Легко приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют Могут долгое время находиться в скрытой форме

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

  • Мельчайшие живые организмы
  • Устроены очень просто
  • Не имеют клеточного строения
  • Легко приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют
  • Могут долгое время находиться в скрытой форме

Домашнее задание Параграф 37, с.156-159, ответить на вопросы после параграфа  Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видов вирусных заболеваний.  Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Домашнее задание

  • Параграф 37, с.156-159,

ответить на вопросы после параграфа

  • Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видов вирусных заболеваний.

  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
 И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: - Сегодня я узнал …  Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: -

  • Сегодня я узнал …
  • Я удивился …
  • Теперь я умею …
  • Я хотел бы …