СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к семинару-практикуму «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару-практикуму «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка»»

МБОУ Подрощинская ОШ Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка Лейман Ольга Владимировна учитель английского языка

МБОУ Подрощинская ОШ

Применение здоровьесберегающих

технологий на уроках английского языка

Лейман Ольга Владимировна

учитель английского языка

Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:   неподвижная поза на уроке;  отсутствие живых чувственных ощущений;  преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса;  -отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке.

Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:

  • неподвижная поза на уроке;
  • отсутствие живых чувственных ощущений;
  • преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса;

-отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке.

элементы здоровьесберегающих технологий:     смена видов деятельности (например: чтение, говорение, письмо и т.д.)   2.чередование видов активности (интеллектуальной-эмоциональной- двигательной).  3. включение «разрядок» (игр, в том числе деловых, разучивание стихов, инсценирование, пение и т.д.).

элементы здоровьесберегающих технологий:

  • смена видов деятельности (например: чтение, говорение, письмо и т.д.)

2.чередование видов активности (интеллектуальной-эмоциональной- двигательной).

3. включение «разрядок» (игр, в том числе деловых, разучивание стихов, инсценирование, пение и т.д.).

виды разрядок:   - физкультминутка  -упражнения для коррекции осанки  -игра  -песня  музыкальная пауза  -дыхательные упражнения  -упражнения для глаз  -релаксация -хромотерапия.

виды разрядок:

- физкультминутка

-упражнения для коррекции осанки

-игра

-песня

  • музыкальная пауза

-дыхательные упражнения

-упражнения для глаз

-релаксация

-хромотерапия.

физкультминутка Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке  имитативные (учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения) - ритмические (короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями) танцевальные (проводятся под музыку). Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

физкультминутка

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке

  • имитативные (учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты

и движения)

- ритмические (короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями)

  • танцевальные (проводятся под музыку). Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их

насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная

музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

игра

игра

песня

песня

Гигиенические критерии рациональной организации урока №№ Фактор урока Уровни гигиенической рациональности урока 1 Плотность урока 2 Рациональный Недостаточно рациональный Не менее 60% и не более 75-80% 3 Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности 85-90% Нерациональный   4 4-7 Более 90% 2-3 Не более 10 мин. Наличие эмоциональных разрядок (число)   5 Чередование позы 11-15 мин. 1-2 В соответствии с гигиеническими нормами   6 Психологический климат С частичным соблюдением гигиенических норм Поза чередуется в соответствии с видом работы. Более 15 мин. Имеются случаи несоответствия позы виду работы. В произвольной форме Преобладают положительные эмоции Частые несоответствия позы виду работы Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции

Гигиенические критерии рациональной организации урока

№№

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

1

Плотность урока

2

Рациональный

Недостаточно рациональный

Не менее 60% и не более 75-80%

3

Число видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

85-90%

Нерациональный

  4

4-7

Более 90%

2-3

Не более 10 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

  5

Чередование позы

11-15 мин.

1-2

В соответствии с гигиеническими нормами

  6

Психологический климат

С частичным соблюдением гигиенических норм

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Более 15 мин.

Имеются случаи несоответствия позы виду работы.

В произвольной форме

Преобладают положительные эмоции

Частые несоответствия позы виду работы

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

дыхательные упражнения - Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем; - Задержите дыхание до 3; - Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6; - Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

дыхательные упражнения

- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3;

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

Упражнение для глаз   1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2.горизонтальные - вправо-влево; 3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё; 4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее; 5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Упражнение для глаз

1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2.горизонтальные - вправо-влево;

3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё;

4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту

фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

 упражнения  для глаз упражнения  для глаз  Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза. Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет. Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух. Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос. На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

упражнения для глаз

упражнения для глаз

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.

Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу

и от носа.

На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.

Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.

Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.

На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Памятка для зрения. полезно 1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду. 2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи. вредно 1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту. 2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками. 3.Употреблять алкоголь. 4. Курить. необходимо 1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза. 2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера – на расстоянии 60см. 3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м). 4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.

Памятка для зрения.

полезно

1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.

2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.

вредно

1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.

2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.

3.Употреблять алкоголь.

4. Курить.

необходимо

1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера – на расстоянии 60см.

3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).

4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.

антистрессовая релаксация  Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.  Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания,  медленный выдох (5-6 раз).  Затем отдохнуть 20 секунд.

антистрессовая релаксация

  • Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.
  • Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания,

медленный выдох (5-6 раз).

  • Затем отдохнуть 20 секунд.
Хромотерапия На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.   Одна группа работает на жёлтых листах . На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».  

Хромотерапия

На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.

  Одна группа работает на жёлтых листах . На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».

 

Хромотерапия Другая группа работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.

Хромотерапия

Другая группа работает на синих листах:

синий цвет ассоциируется со

спокойствием и умом. Создаёт атмосферу

умиротворения, снимает

раздражительность, понижает высокую

температуру при болезни.

Хромотерапия  Третья группа работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.

Хромотерапия

Третья группа работает на красных

листах: красный- цвет жизни, помогает

бороться со стрессом, выводит яды и

стимулирует чувственность, возвращает

жизненную силу.

Хромотерапия  Четвёртая группа работает на зелёных листах : зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Хромотерапия

Четвёртая группа работает на зелёных листах : зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

фитотерапия

фитотерапия

цветотерапия

цветотерапия

упражнения для коррекции осанки    1. Исходное положение - стоя. 2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. 3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. 4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки 5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. 6. Повторить упражнение начиная с левой руки. 7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

упражнения для коррекции осанки

1. Исходное положение - стоя.

2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.

3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.

4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки

5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.

6. Повторить упражнение начиная с левой руки.

7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

«Самочувствие школьника и физкультурные паузы».

1.Я ощущаю заботу о моем здоровье со стороны коллектива школы ( да; скорее да, чем нет;

скорее нет, чем да; нет).

2.Я устаю в большей степени от( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

А) монотонности урока

Б) большого объема учебной работы в классе;

В) некомфортной обстановки в классе.

3. Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить

физическую и моральную усталость ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

4. Я не устаю на уроках по следующим предметам (указать предметы):__________________

5. Для меня существенную роль играет ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

А) внешний вид учителя;

Б) внешний вид учащихся;

В) спокойный тон;

Г) доброжелательное отношение к ученикам;

Д) другое _____________________________

6. Меня беспокоит моя осанка ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

7. Во время выполнения домашнего задания я ( подчеркнуть один или несколько вариантов

ответа):

А) регулярно ( примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

Б) слежу за своей осанкой ( стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе,

согнуты в коленях под углом 90 градусов»);

В) регулярно выполняю упражнения для глаз;

Г) сижу за компьютером не больше 20-30 минут;

8. Я мог(ла) бы проводить физкультурные паузы на уроках (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет,

чем да; нет).

9. Чаще всего у меня болит (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

А) голова;

Б) живот;

В) горло;

Г) спина;

10. Я пользуюсь классной аптечкой (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

Результаты анкетирования  «Самочувствие школьника и физкультурные паузы»  Вопросы анкеты 5-6 классы 1. Я чувствую заботу о моём здоровье со стороны коллектива школы да 7-9 классы нет 20% 2.Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогут мне сбросить физическую и моральную усталость. 3. Меня беспокоит моя осанка да 40% 90% нет 80% 10% 30% 4.Я мог(ла) бы проводить физкульминутки на уроках 100% 5% 70% 40% 5. Я пользуюсь классной аптечкой - 20% 70% 30% 6. Я часто болею простудными заболеваниями 80% 30% 90% 80% 7.Во время выполнения домашнего задания я: а) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя; б) Слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 ⁰; в) Регулярно выполняю упражнения для глаз; г) Сижу за компьютером не больше 10-30 минут. 10% 20% 20% 25% 60% 5% 10% 90% 10% 80% 75% 40% 95% 90% 30% 50%   80% 30% 70% 50% 20% 70%

Результаты анкетирования

«Самочувствие школьника и физкультурные паузы»

Вопросы анкеты

5-6 классы

1. Я чувствую заботу о моём здоровье со стороны коллектива школы

да

7-9 классы

нет

20%

2.Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогут мне сбросить физическую и моральную усталость.

3. Меня беспокоит моя осанка

да

40%

90%

нет

80%

10%

30%

4.Я мог(ла) бы проводить физкульминутки на уроках

100%

5%

70%

40%

5. Я пользуюсь классной аптечкой

-

20%

70%

30%

6. Я часто болею простудными заболеваниями

80%

30%

90%

80%

7.Во время выполнения домашнего задания я:

а) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

б) Слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 ⁰;

в) Регулярно выполняю упражнения для глаз;

г) Сижу за компьютером не больше 10-30 минут.

10%

20%

20%

25%

60%

5%

10%

90%

10%

80%

75%

40%

95%

90%

30%

50%

80%

30%

70%

50%

20%

70%

Как помочь себе при стрессе?   Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская (г. Жуковск Московская область)  -не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё сердце», как говорили древние; -проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной ситуации; -постараться улыбаться в трудную минуту; -следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также нужно успокоить; -приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»; -переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие; -не бездействовать, заняться физическим трудом или упражнениями.

Как помочь себе при стрессе?

Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская

(г. Жуковск Московская область)

-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь

мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё

сердце», как говорили древние;

-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы

быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной

ситуации;

-постараться улыбаться в трудную минуту;

-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также

нужно успокоить;

-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;

-переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;

-не бездействовать, заняться физическим трудом или

упражнениями.

ЛИТЕРАТУРА Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004 Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004 Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.  Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004 Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003  

ЛИТЕРАТУРА

  • Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
  • Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004
  • Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
  • Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004
  • Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003
  •