МБОУ Подрощинская ОШ
Применение здоровьесберегающих
технологий на уроках английского языка
Лейман Ольга Владимировна
учитель английского языка
Факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:
- неподвижная поза на уроке;
- отсутствие живых чувственных ощущений;
- преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса;
-отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке.
элементы здоровьесберегающих технологий:
- смена видов деятельности (например: чтение, говорение, письмо и т.д.)
2.чередование видов активности (интеллектуальной-эмоциональной- двигательной).
3. включение «разрядок» (игр, в том числе деловых, разучивание стихов, инсценирование, пение и т.д.).
виды разрядок:
- физкультминутка
-упражнения для коррекции осанки
-игра
-песня
-дыхательные упражнения
-упражнения для глаз
-релаксация
-хромотерапия.
физкультминутка
Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке
- имитативные (учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты
и движения)
- ритмические (короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями)
- танцевальные (проводятся под музыку). Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их
насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная
музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.
игра
песня
Гигиенические критерии рациональной организации урока
№№
Фактор урока
Уровни гигиенической рациональности урока
1
Плотность урока
2
Рациональный
Недостаточно рациональный
Не менее 60% и не более 75-80%
3
Число видов учебной деятельности
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
85-90%
Нерациональный
4
4-7
Более 90%
2-3
Не более 10 мин.
Наличие эмоциональных разрядок (число)
5
Чередование позы
11-15 мин.
1-2
В соответствии с гигиеническими нормами
6
Психологический климат
С частичным соблюдением гигиенических норм
Поза чередуется в соответствии с видом работы.
Более 15 мин.
Имеются случаи несоответствия позы виду работы.
В произвольной форме
Преобладают положительные эмоции
Частые несоответствия позы виду работы
Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный
Преобладают отрицательные эмоции
дыхательные упражнения
- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;
- Задержите дыхание до 3;
- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;
- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.
Упражнение для глаз
1.Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2.горизонтальные - вправо-влево;
3.вращение глазами по часовой стрелке и против неё;
4.закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;
5.на доске начертить какую-либо кривую ; предлагается глазами нарисовать эту
фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.
упражнения для глаз
упражнения для глаз
Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.
Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу
и от носа.
На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.
Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.
Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.
На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.
Памятка для зрения.
полезно
1.Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.
2.Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.
вредно
1.Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.
2.Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.
3.Употреблять алкоголь.
4. Курить.
необходимо
1.Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.
2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера – на расстоянии 60см.
3.Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).
4.При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении – через каждые 20 минут.
антистрессовая релаксация
- Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.
- Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания,
медленный выдох (5-6 раз).
- Затем отдохнуть 20 секунд.
Хромотерапия
На уроке можно использовать хромотерапию – лечение цветом.
Одна группа работает на жёлтых листах . На столе табличка с надписью: «Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит».
Хромотерапия
Другая группа работает на синих листах:
синий цвет ассоциируется со
спокойствием и умом. Создаёт атмосферу
умиротворения, снимает
раздражительность, понижает высокую
температуру при болезни.
Хромотерапия
Третья группа работает на красных
листах: красный- цвет жизни, помогает
бороться со стрессом, выводит яды и
стимулирует чувственность, возвращает
жизненную силу.
Хромотерапия
Четвёртая группа работает на зелёных листах : зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.
фитотерапия
цветотерапия
упражнения для коррекции осанки
1. Исходное положение - стоя.
2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.
3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.
4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки
5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.
6. Повторить упражнение начиная с левой руки.
7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).
«Самочувствие школьника и физкультурные паузы».
1.Я ощущаю заботу о моем здоровье со стороны коллектива школы ( да; скорее да, чем нет;
скорее нет, чем да; нет).
2.Я устаю в большей степени от( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):
А) монотонности урока
Б) большого объема учебной работы в классе;
В) некомфортной обстановки в классе.
3. Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить
физическую и моральную усталость ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).
4. Я не устаю на уроках по следующим предметам (указать предметы):__________________
5. Для меня существенную роль играет ( подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):
А) внешний вид учителя;
Б) внешний вид учащихся;
В) спокойный тон;
Г) доброжелательное отношение к ученикам;
Д) другое _____________________________
6. Меня беспокоит моя осанка ( да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).
7. Во время выполнения домашнего задания я ( подчеркнуть один или несколько вариантов
ответа):
А) регулярно ( примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;
Б) слежу за своей осанкой ( стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе,
согнуты в коленях под углом 90 градусов»);
В) регулярно выполняю упражнения для глаз;
Г) сижу за компьютером не больше 20-30 минут;
8. Я мог(ла) бы проводить физкультурные паузы на уроках (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет,
чем да; нет).
9. Чаще всего у меня болит (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):
А) голова;
Б) живот;
В) горло;
Г) спина;
10. Я пользуюсь классной аптечкой (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).
Результаты анкетирования
«Самочувствие школьника и физкультурные паузы»
Вопросы анкеты
5-6 классы
1. Я чувствую заботу о моём здоровье со стороны коллектива школы
да
7-9 классы
нет
20%
2.Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогут мне сбросить физическую и моральную усталость.
3. Меня беспокоит моя осанка
да
40%
90%
нет
80%
10%
30%
4.Я мог(ла) бы проводить физкульминутки на уроках
100%
5%
70%
40%
5. Я пользуюсь классной аптечкой
-
20%
70%
30%
6. Я часто болею простудными заболеваниями
80%
30%
90%
80%
7.Во время выполнения домашнего задания я:
а) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;
б) Слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию «спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 ⁰;
в) Регулярно выполняю упражнения для глаз;
г) Сижу за компьютером не больше 10-30 минут.
10%
20%
20%
25%
60%
5%
10%
90%
10%
80%
75%
40%
95%
90%
30%
50%
80%
30%
70%
50%
20%
70%
Как помочь себе при стрессе?
Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская
(г. Жуковск Московская область)
-не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь
мысленно «прокручивать» стрессовую ситуацию. Не «грызть своё
сердце», как говорили древние;
-проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы
быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной
ситуации;
-постараться улыбаться в трудную минуту;
-следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также
нужно успокоить;
-приказывать себе: «Не думай об этом, это нужно забыть!»;
-переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;
-не бездействовать, заняться физическим трудом или
упражнениями.
ЛИТЕРАТУРА
- Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004
- Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004
- Смирнов А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
- Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004
- Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом «Новый учебник» 2003
-