Диагностика и мониторинг в работе с семьей
МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска»
Макарова Е.В.
23.03.2018
Важно
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов.
Занимаясь такой диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если
такая диагностика будет проведена?
Алгоритм проведения мониторинга
- определить цель мониторинга – т.е., что необходимо выявить, узнать, проверить, определить, получить информацию…
- определить субъектов мониторинга (детей, родителей, мед.работников…)
- подобрать и подготовить соответствующие методики изучения и обработки информации – тесты, анкеты, наблюдения , контр. работы…
- обработать и проанализировать результаты, выявить проблемы и тенденции
- определить коррекционную работу,
- провести коррекционные мероприятия
Алгоритм проведения мониторинга
психолого-педагогическая диагностика
коррекционные мероприятия
анализ результатов
выявление проблемы
Методики изучения семьи
Необходимая информация
Правовая, психолого- педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания
Методы и методики
Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…
2) Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)
Необходимая информация
Социально-демографическая характеристика семьи:
Методы и методики
- социально-демографический портрет семьи;
Анкеты и тесты для родителей
- организация и принципы семейного воспитания;
Сочинения и рисунки учащихся
- взаимоотношения родителей со школой.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование
Методика незаконченных предложений.
Направления взаимодей-ствия с семьей
3) Информационно-просветительская работа с родителями (предварительная и оперативная диагностика)
1) Изучение и сопровождение семьи (предварительная и оперативная диагностика)
Необходимая информация
- Информационные запросы родителей;
Методы и методики
Анкеты для родителей.
- ориентация родителей в сфере образования,
- наличие свободного времени,
Беседы с родителями.
материальных и профессиональных возможностей
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».
Необходимая информация
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы
Методы и методики
Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
4) Внутришколь-
ный мониторинг (итоговая диагностика)
4
Важно знать
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Педагогу важно соблюдать следующие правила:
- Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
- Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем. Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении.
- Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.
- Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
- Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
- Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия классного руководителя по изученной проблеме.
Изучение и сопровождение семьи
1) социально-демографический портрет семьи;
2) организация и принципы семейного воспитания;
3) характер взаимоотношений родителей со школой
Социально-демографическая характеристика семьи
1
1
2
2
2
3
В чём заключается главный смысл обучения в школе?
- в познании основ наук;
- в развитии интересов и потребностей;
- в раскрытии и развитии способностей ребенка;
- в подготовке к выбору профессии;
- в подготовке ребенка к самостоятельной жизни;
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой
- Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания
Информационно- просветительская
работа с родителями
2) Информационные запросы родителей
3) Наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей…
1
2
3
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
ОПЕРАТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА
Оперативная диагностика
Ответы родителей
Ответы детей
10) В чем вы видите причины детских конфликтов?
- детские шалости
13) Если бывают ссоры с одноклассниками, попытайся объяснить почему
13) Как вы учите разрешать конфликты?
15) Как чаще всего ты реагируешь, если тебя обижают?
- не обращать внимания на обидчика (?!)
- обзываются – 10
- эмоциональное поведение, несдержанность,
- уйду в сторону, не реагирую – 9
- разговор, разбор ситуаций (причин, способов разрешения, последствий), оценить свое поведение
- пристают – 3
- провокации со стороны одноклассников
- учить искать компромиссы в спорных вопросах
- скажу «сам такой», «кто обзывается то сам так называется», «отстань» - 5
- не дают работать – 2
- стремление к лидерству
- если тебя обидели – не общаться, если ты обидел – попросить прощения
- злюсь, психую, обзову так же в ответ, ругаюсь – 8
- раздражают – 1
- всегда есть самоуверенные выскочки и драчуны, агрессивность
- «я говорю одно, а он другое», ссоримся – 3
- дам сдачи – 2
- уметь прощать
- неумение мирно решать спорные вопросы, находить компромиссы
- уметь дать словесный отпор (?!)
- скажу учителю – 3
- недопонимание, неумение договариваться
- позвоню маме – 1
- обратиться к старшим
- недостаток внимания взрослых
- плохое воспитание
- такого не бывает -8
- большие нагрузки, переутомление
Оперативная диагностика
Ответы родителей
14) Много ли у вашего ребенка в классе друзей?
- много 13
15) В чем вы видите причины большой или небольшой популярности среди одноклассников?
- немного – 9
- мало – 1
популярность среди одноклассников
- легко находит контакт с людьми, общительность, открытость
непопулярность
- доброжелательность, дружелюбие, позитивный настрой к одноклассникам, щедрость
- скромность
- неконфликтность
- застенчивость
- активность
- «тихая». не может привлечь к себе внимания
- хорошая учеба
- неактивная
- «изначально не так себя зарекомендовал»
Многими не были названы причины – «не могу» (?!!!)
3 – высокий уровень удовлетворенности 2 K " width="640"
Внутришкольный мониторинг. Итоговая диагностика
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы и деятельностью образовательного учреждения
K 3 – высокий уровень удовлетворенности
2
K
Коррекционная работа
- Индивидуальные беседы и консультации. Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Поддерживание контактов.
- Родительские собрания в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом.
- Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
- Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
- Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями
- Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент …)
- Индивидуальные встречи и посещение на дому.
- Совместное участие к подготовке праздников.
Диагностика и мониторинг в работе с семьей позволит учителю:
- Целесообразно и целенаправленно планировать воспитательную работу с классом в целом и каждым учеником в отдельности.
- Сделать оптимальный выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с учеником, классом и родителями, не вступая в противоречие с традициями и принципами семейного воспитания.
- Выбирать правильный стиль общения с учеником и его семьей в конкретной ситуации и наиболее эффективные меры педагогического воздействия при подготовке к индивидуальным консультациям (беседам).
- Избегать или предотвращать развитие конфликтных ситуаций.
- Плодотворно сотрудничать с родителями, привлекая их к воспитанию, организации внеклассной и досуговой деятельности школьников.
Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной.
Джеймс Добсон
Доктор философии,
основатель и президент
организации «В фокусе семья»
США.