МБОУ СШ №74 г. Ульяновска
Учитель информатики – Терехова Ульяна Игоревна, первая квалификационная категория
08.12.17
Тема урока: « Память »
Что такое компьютерная память?
Память — это устройство компьютера, которое используется для записи, хранения и выдачи по запросу команд программы и данных.
- внутренняя или основная (для хранения программ и данных в момент решения задачи), ОЗУ и ПЗУ
- внешняя или долговременная (… на длительный срок)
Внутренняя память
RAM = Random Access Memory , обращение к ячейкам в любом порядке.
ОЗУ = оперативное запоминающее устройство
- на электронно-лучевых трубках
- на магнитных сердечниках
сейчас :
- на триггерах ( статическая ): регистры, кэш-память
- на полупроводниковых конденсаторах ( динамическая ):
- большая ёмкость
- меньшая стоимость
- меньшее быстродействие
- потребляет больше электроэнергии
Внутренняя память – ПЗУ
ПЗУ = постоянное запоминающее устройство
первые: информация заносится только на заводе
затем программируемые ПЗУ
затем перепрограммируемые ПЗУ (флэш-память)
Минимальный набор программ :
- тестирование компьютера
- программа начальной загрузки
- программы для обмена данными с клавиатурой, монитором, принтером
В компьютерах IBM PC: BIOS = Basic Input/Output System
Физминутка
Мы ногами топ–топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – туда, два- туда,
Повернись вокруг себя.
физминутка
Внешняя память
Внешняя память — часть памяти компьютера, которая используется для долговременного хранения программ и данных.
Устройства внешней памяти = накопители :
- на магнитных дисках
- на оптических дисках
- флэш-память
контроллер
К
носитель
Внешняя память
- данные располагается блоками (на дисках – сектора )
- блок данных читается и пишется как единое целое ; работать с частью блока невозможно
- прежде чем процессор сможет использовать программу или данные, их нужно загрузить из внешней памяти в ОЗУ
- обменом данными управляют контроллеры
Виды внешней памяти
- магнитные ленты, магнитные диски
Виды внешней памяти
CD ( Compact Disk )
DVD ( Digital Versatile Disk )
Blu-ray Disk
до 17,1 Гбайт
до 500 Гбайт
до 700 Мбайт
SSD
(Solid State Drive)
флэш-накопители
флэш-карты
Иерархия памяти
компьютер
процессор
регистры
кэш-память
объем
ОЗУ
внешняя память
(диски)
компьютерные сети
Кэш-память
Кэш-память — это память, ускоряющая работу другого (более медленного) типа памяти, за счёт сохранения прочитанных данных на случай повторного обращения к ним.
Проблемы:
- небольшой объём, быстро заполняется
- при изменении данных в регистрах нужно обновлять кэш
Решаются контроллером кэш-памяти .
Основные характеристики памяти
Информационная ёмкость — это максимально возможный объём данных, который может сохранить данное устройство памяти (Гбайт, Тбайт, …).
Для дисков – форматированная («полезная») ёмкость и неформатированная (+ место для служебной разметки)
Время доступа — интервал времени от момента посылки запроса информации до момента получения результата на шине данных.
ОЗУ – наносекунды(1 нс = 10 –9 с)
жёсткие диски — миллисекунды (1 мс = 10 –3 с).
Основные характеристики памяти
Средняя скорость передачи данных — это количество передаваемых за единицу времени данных после непосредственного начала операции чтения (Мбайт/с).
- для дисков – частота вращения
- стоимость 1 бита или стоимость 1 Гбайта
Рекомендации от Елены Малышевой
для сохранения памяти до старости
- Полоскание полости рот в течение 30 секунд
- Регулярные физические нагрузки
(ходьба не менее 30 минут в день)
3) Прием витамина В12
Упражнение 1
Запомните группу животных, изображенную на картинке,
в течение 1 минуты.
Не глядя на рисунок, запишите на листе названия
животных в алфавитном порядке.
Упражнение 2
Запомните ассоциации для цифр, изображенных на картинке,
в течение 1 минуты.
Ответьте на вопросы:
- Какая цифра соответствует снеговику?
- Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
- Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
- Какие цифры соответствуют воздушному шарику, утке,
детской горке и птице?
Рефлексия
1. На уроке я работал
активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3. Урок для меня показался
коротким / длинным
4. За урок я
5. Мое настроение
не устал / устал
6. Материал урока мне был
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
7.Домашнее задание мне кажется
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
рефлексия
Домашнее задание
Параграф 35 прочитать, письменно выполнить задачу №1 с 323
Задача №1. Определите информационный объем каждого вида памяти в вашем домашнем компьютере (ОЗУ, кэш-память, жесткий диск).