Презентация к уроку литературы в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Бесы". Первый слайд показывает сущность понятия "символ", проявлящегося в цвете, контрастах и предметах, за которыми стоят иные конкретные и абстрактные образы и ощущения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по стихотворению А.С.Пушкина "Бесы"»
М. А. Врубель. «Желтые розы»
Михаил Александрович Врубель
- Русский художник рубежа XIX-XX веков.
- В его творчестве соединились
- романтическое и реалистическое начала.
А.С. Пушкин. «Роза», 1815г.
Образы стихотворения
Символ
- СИМВОЛ художественный (от греч. symbolon — знак, условный знак) — образ, но взятый со стороны своей знаковости.
- В искусстве художественный символ выступает как средство выразительности, он создается художником, как создаются метафоры и сравнения. Однако символ отличается от знака тем, что знак, как правило, имеет одно основное значение, в то время как символ обладает многозначностью.
- Термин «символ» этимологически связан с греческим глаголом, означающим «соединяю, сталкиваю, сравниваю». Данная терминология, как считают исследователи, указывает на соединение двух планов действительности».
3 метели Пушкина…
- а) «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».
- б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею (…) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
- в) «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы».
Что объединяет все три описания?
Александр Сергеевич Пушкин
Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
«Бесы». Система образов.
Пушкин – П. А. Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина
- … Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров… Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, - разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?
1830 год… К тому времени…
- «Пушкин официально признан первым поэтом России - он задумал изменить сам язык отечественной поэзии и прозы. (…).
- Осуществление этого его замысла потребует многого, прежде всего, разрыва с существующим общественным вкусом. Пушкин принесет в жертву свою популярность романтического поэта. Литераторы всех лагерей тотчас обрушат на него давно сдерживаемый критический удар. Одиночество и непонимание современников постепенно станут его привычными спутниками».
В.В. Вересаев «Пушкин в жизни»
Сонет «Поэту», 7 июля 1830 год
- Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
- Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.
- Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
- Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.
Противостояние поэзии и действительности
- Поэзия противостоит давлению власти, общества, всеобщему страху.
- Жизненные обстоятельства в 1830-е годы:
- - жестокая цензура;
- - установленная за поэтом слежка;
- - нападки в печати;
- - утрата надежд вновь увидеть осужденных друзей-декабристов;
- - карантин
Конфликт
- Путь человека проходит через испытание . Испытание рождается в конфликте с внешними силами , будь то силы стихии, обстоятельств или судьбы.
- А.С. Пушкин, изображая конфликт человека с действительностью, часто использует мотив рока , или судьбы.
- Во многих произведениях А.С. Пушкина ключевые образы реализуют роковой мотив. В стихотворении «Бесы» – это образ…
Интерес поэта к фольклору. Фантастические образы в «Бесах».
- Быличка – жанр устной несказочной прозы, повествующий о встрече человека с потусторонними силами.
- Таким образом, здесь действуют персонажи двух типов:
- Человек – представитель реального мира
- Мифологический персонаж – существо невидимого мира (лешие, водяные, духи, банники, ведьмы, колдуны и т.д.)
Столкновение реального и фантастического в «Бесах»
Образы повседневности
«Кони понеслися»…
Одичалый - …
ОДИЧА́ЛЫЙ, -ая, -ое; -ал.
1. Ставший диким. Одичалая кошка.
2. Выражающий дикость, безумие, странный. О. вид. О. взгляд.
(Толковый словарь С.И.Ожегова)
Путь народа…
- Поэт привлекает все фольклорное богатство:
- - просторечие;
- - символы;
- - эпитеты;
- - песенные образы
- Каким языком он говорит в стихотворении?
- С чьей точки зрения предстает перед нами путь?
«Мутная» ночь… Смысл эпитета
Вера Пушкина
- А.С. Пушкин видел скрытое величие в человеке, в России и во всей русской литературе.
- Он мечтал, чтобы это величие проявилось.
- «Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уж и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк… (…)
- Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное».
- Ф.М.Достоевский.
Русские народные пословицы и поговорки о дороге
- Самая трудная дорога та….
- По плохой дороге…
- Дорогу одолеет тот, кто…
- Дорога даже в ухабах…
- В темную ночь…
- Плохо, когда из близкой дороги…
- Иди прямой дорогой…