СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку родной русской литературы на тему "Образ родины в произведении К.Г.Паустовского "Мой дом"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для проведения урока родной русской литературы в 5 классе. Представляет собой полный сценарий урока.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку родной русской литературы на тему "Образ родины в произведении К.Г.Паустовского "Мой дом"»

Образ родины в произведении К.Г.Паустовского «Мой дом»

Образ родины в произведении К.Г.Паустовского

«Мой дом»

Словарная работа Обшитая серым тёсом  - досками Частокол  - забор, где колья или доски расположены близко друг  к другу – часто, а щели между  ними узкие. Западня  - ловушка. Берут дом в осаду  - т. е.  окружают его со всех сторон.   Кукан  – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Околица  - изгородь вокруг деревни.

Словарная работа

Обшитая серым тёсом  - досками

Частокол  - забор, где колья или доски расположены близко друг

к другу – часто, а щели между

ними узкие.

Западня  - ловушка.

Берут дом в осаду  - т. е.

окружают его со всех сторон.

  Кукан  – это приспособление для навешивания пойманной рыбы.

Околица  - изгородь вокруг деревни.

Аналитическая беседа по тексту очерка «Мой дом» Определим тип речи текста. На сколько частей мы можем разделить это произведение ?    Почему вы так считаете? Перечитайте тот отрывок, где автор действительно говорит о доме  как о здании? - Каким вы представили себе дом? -Как озаглавим 1 часть? О чём рассказывается во 2 части?  - Какая пора года описана в тексте?  (Осень) -Представьте, как же красив этот сад осенью!

Аналитическая беседа по тексту очерка «Мой дом»

  • Определим тип речи текста.
  • На сколько частей мы можем разделить это произведение ? 
  •   Почему вы так считаете?
  • Перечитайте тот отрывок, где автор действительно говорит о доме

как о здании?

- Каким вы представили себе дом?

-Как озаглавим 1 часть?

  • О чём рассказывается во 2 части? 

- Какая пора года описана в тексте?  (Осень)

-Представьте, как же красив этот сад осенью!

Самостоятельная работа Подобрать название для третьей части? Объяснить. 2. Обсудить с соседом по парте, на сколько картин можно разделить 3 часть. 3. К каждой картине, которая получится,  дать название . Время – 3 минуты.

Самостоятельная работа

  • Подобрать название для третьей части? Объяснить.

2. Обсудить с соседом по парте, на сколько картин можно разделить 3 часть.

3. К каждой картине, которая получится,

дать название .

Время – 3 минуты.

1картина   Беседка , воробьи - О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?   - Чем беседка заросла?  - В какие цвета раскрасил писатель листья винограда? - Что значит пурпурная,   лиловая   ? - Кто еще навещает писателя по утрам? Давайте проследим за воробьями, как они  себя ведут? Объясните выражение  «смертельно занимают». Как вы озаглавили эту картину

1картина

  Беседка , воробьи

- О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?  

- Чем беседка заросла? 

- В какие цвета раскрасил писатель листья винограда?

- Что значит пурпурная,   лиловая   ?

- Кто еще навещает писателя по утрам?

  • Давайте проследим за
  • воробьями, как они
  • себя ведут?
  • Объясните выражение

«смертельно занимают».

  • Как вы озаглавили

эту картину

2 картина - Дождь какой?  - Объясните это выражение.  Что автор говорит о шуме дождя? Как называется такой прием?  Как вы озаглавили эту картину? 3 картина - Может ли туман шуршать?  Какой прием использует  Паустовский?  Что нового мы узнаём об авторе? -Какие ещё звуки слышатся ?  Как вы озаглавили эту картину?

2 картина

- Дождь какой? 

- Объясните это выражение. 

  • Что автор говорит о шуме дождя?
  • Как называется такой прием? 
  • Как вы озаглавили

эту картину?

3 картина

- Может ли туман шуршать? 

  • Какой прием использует
  • Паустовский? 
  • Что нового мы узнаём
  • об авторе?

-Какие ещё звуки слышатся ? 

  • Как вы озаглавили эту картину?
4 картина -  Какие звуки раздаются в бане?  Почему сверчок не обращает внимания  ни на шаги, ни на звон чашки?  - Как вы озаглавили эту картину? 5 картина Как зовут пса? Пес любит своего хозяина? - Почему он так спокойно реагирует на его уход? - Как вы озаглавили эту картину ?

4 картина

- Какие звуки раздаются в бане? 

  • Почему сверчок не обращает внимания
  • ни на шаги, ни на звон чашки? 

- Как вы озаглавили эту картину?

5 картина

  • Как зовут пса?
  • Пес любит своего хозяина?

- Почему он так спокойно реагирует на его уход?

- Как вы озаглавили эту картину ?

6 картина Какие краски появились в этом мире?  Какие звуки наполнили картину  Как об этом говорит автор? Почему рассказчик  называет сентябрьский день пустынным ?  В чём же секрет,  по-вашему,  этого счастья среди  осеннего увядания? Как вы озаглавили эту картину ?  Вывод: – Что вкладывает К. Паустовский в понятие  «Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?  

6 картина

  • Какие краски появились в этом мире? 
  • Какие звуки наполнили картину 
  • Как об этом говорит автор?
  • Почему рассказчик

называет сентябрьский

день пустынным ?

  • В чём же секрет,

по-вашему,

этого счастья среди

осеннего увядания?

  • Как вы озаглавили

эту картину ?

Вывод:

Что вкладывает К. Паустовский в понятие

«Мой дом»? Только ли это старая бревенчатая изба?  

Словарная работа по очерку «Бескорыстие» ( Корысть  – выгода, материальная польза. ) - Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”. ( Бескорыстие  – без выгоды, отсутствие корыстных интересов. Домашнее задание 1. По очерку «Мой дом». По выбору: 1. Выписать цитаты об осени, которые ее ярко характеризуют. 2. Выписать 5 олицетворений и 5 эпитетов из любых очерков. 2. Всем:  Выразительное чтение очерка «Бескорыстие». Ответить на вопросы (устно).

Словарная работа по очерку «Бескорыстие»

( Корысть  – выгода, материальная польза. )

- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.

( Бескорыстие  – без выгоды, отсутствие корыстных интересов.

Домашнее задание

1. По очерку «Мой дом». По выбору:

1. Выписать цитаты об осени, которые ее ярко характеризуют.

2. Выписать 5 олицетворений и 5 эпитетов из любых очерков.

2. Всем:

Выразительное чтение очерка «Бескорыстие».

Ответить на вопросы (устно).