ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания ФКУ ИК-8
Оценка и отметка знаний учащихся
к педсовету « Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся в школе при ИК»
Выполнила учитель биологии и химии
I квалификационной категории И. А. Трухина
«Хороший ученик всегда с двойками,
а плохой - не без них»
Игорь Карпов
Оценка – это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении. Отметка – это цифровое (бальное) выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.
Отметка, в отличие от других форм педагогической оценки, обладает юридической силой. Отметки учащихся фиксируются в школьной документации - классных журналах, протоколах экзаменов, ведомостях, а также в личной документации учащихся - дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. Оценка бывает внешней, когда ее осуществляет учитель или другой ученик, и внутренней, когда ее дает себе сам ученик.
Оценка учителя не сразу приобретает для школьника содержательный смысл. Для этого необходимы такие условия: • эталон, которым оперирует учитель в своей оценочной деятельности в отношении школьника, должен быть понятен самому школьнику; важно, чтобы представления учителя и школьника об оцениваемом объекте совпадали; • доверие школьника к учителю и его оценкам.
Оценки в обучении выполняют следующие функции: · обучающая – эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний; · воспитательная – формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям; · ориентирующая – воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний; · стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; · диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности; · проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя, контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу; · формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования.
Системы общения
Положительные функции отметки
R-R
Недостатки отметочной системы
ребенок-ребенок
Выбор одноклассника для общения
R-RR
В процесс выбора вмешивается отношение учителя к ученику. Способ соревнования детей
Авторитет ребенка среди других
R-У
R-P
Самооценка ребенка зависит от отметок, которые ставит учитель (особенно «4» и «5»)
ребенок-учитель
«Ложный» авторитет
Главным мотивом переходящим от отметки становится мотив познания (интерес)
Субъективизм отметки. Суррогат отношений (неискренние). Боязнь незнания.
ребенок-родитель
Информированность родителей об успехах ребенка в школе. Положительные эмоции, зависящие от хороших отметок, передаются в семейных отношениях. Родители поощряют ребенка
У-Р
Невозможность оценить деятельность детей в нетрадиционных формах ведения урока
Информированность при низких отметках изменяет отношение родителей к ребенку, что вызывает защитную реакцию ребенка. Соответствующая педагогической компетенции родителей система наказаний
учитель-родитель
Отметка - мера достижения успехов ребенка (при «4» и «5»)
Системы общения
У
Положительные функции отметки
Это оценка успехов ребенка, от этого зависит положение ребенка в семье. Единственное средство общения между школой и семьей, оно может стать причиной взаимного отчуждения. Отметка - это власть учителя и родителей над ребенком
R
Недостатки отметочной системы
учитель
Простота, понятность, конкретность, привычность . Поощрения и наказания.
Р
Определяет свой статус (самоопределение)
Ребенок
Деятельность самого учителя оценивается по отметкам детей в классе.
Инструмент регулирования поведения , учебных достижений. По отметкам учитель судит о развитии ребенка. Функция контроля за успеваемостью
А
Несоответствие отметки самооценке и уровню притязаний. Ранжирование (определенный социальный статус). Социальное положение ребенка. Эмоциональные переживания
родитель
Ранжирование в зависимости от отметок детей (положит.)
Когда ребенок получает одни и те же отметки, сложно проследить его развитие.
Показатель успеха. Адаптация в учебном процессе
Удобство обобщения, анализа, выводов (объектом наблюдения является отметка).
администрация
Ранжирование в зависимости от отметок детей (отриц.)
Положительная учебная мотивация
Субъективизм отметки.
Нет оценки качества образования по существенным показателям (по деятельности, ценностному компоненту).
Удобно для сравнения классов, школ
Определяется состояние достижений в учебной деятельности на сегодняшний день (нет рекомендаций для коррекции)
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом: - Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся. - Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие. - Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий. - Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. - Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика: - если он понял, что от него требуют; - если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений; - если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия. Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Обычно учителями используются следующие формы оценки: -многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя; - краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика; - отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения; - общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Объективная оценка успехов и неудач учащихся на уроке, несомненно, важнейший фактор совершенствования знаний и умений учащихся, развития их способностей. Выставляя отметку своему ученику, педагог оценивает не только знания, но также мотивацию к учению, старания, усилия, творчество, так как оценка может носить комплексный характер. Одна из задач современной школы – это создание условий для успешного развития ученика, поэтому отрицательные отметки, как основной метод устрашения, должны остаться в прошлом. Положительная же оценка, отметка, как поощрение учащихся с учётом их собственных развивающихся критериев, способны создать педагогическую ситуацию успеха для каждого ученика на уроках.