Отдел образования и по делам молодежи Куженерского муниципального района МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»
Приёмы и виды работ по развитию орфографической зоркости у младших школьников .
Учитель начальных классов
МБОУ «КООШ»
Шабалина Татьяна Геннадьевна
Причины орфографической безграмотности
- Стойкие нарушения высших психических функций.
- Отсутствие положительной мотивации.
- Несформированность звукобуквенного анализа и синтеза.
- Бедность и неточность словаря.
- Слабая коммуникативная активность у детей
« Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание » .
Н.С. Рождественский
Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы.
Этапы развития орфографической зоркости
I этап. Знание правила, инструкции по решению орфографической задачи;
II этап. Применение правила в практической деятельности на основе алгоритма , знание приёмов применения правила, рассуждение на основе алгоритма, способствует усвоению орфограммы;
III этап. Различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило, выработать орфографические навыки.
Письмо с
проговариванием
Списывание
Комментиро
ванное
письмо
Диктант
Приёмы
Какографические
упражнения
Письмо
по
памяти
Самодиктант
Скростное
письмо
Работа со
словарями
Работа над
ошибками
Письмо с проговариванием
Списывание
Комментированное письмо
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
Письмо по памяти
Х оро шо идти п о лями,
без тр о пин ок и д о ро г .
Светит солнышко над нами,
дует тёплый в е т е рок.
Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.
- Самодиктант.
- Словарная работа.
- Работа над ошибками.
- Какографические упражнения.
Костя чайкин жыл в диревне дубровка. Он хадил с братом жорой нарыбалку.
Виды упражнений
Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово
- грачи в рачи
- удочка у т очка
- дверь з верь
- лето л о то
- Сеня С о ня
- Из букв слова составь новые слова
Здоровье
(взор, воз, зов, вор, ор, здоров…)
Наборщик
(бор ,щи, кино, рок, борщ, роща…)
Хотелось
(тело, лось, ось, хотел)
Пообедал
(обед, беда, еда, дал)
Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления
«Найди лишнее слово»
СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
В сочетаниях жи-ши
Букву И всегда пиши.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А .
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву У .
ПРИЁМ УСИЛЕНИЯ ОРФОГРАММЫ
Найдите и выпишите слова, которые «спрятались».
- Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесццжлгшзвторникчщэъгшщз
- Понедельниккмювчерабгедфзол
- Средаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзымкхпвоскресеньеникфрспл
- ноябрькжцумр
Прочитайте. Подумайте, какую букву надо вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам.
Гр…за, р…синка, б…рёза, пл..та, с…рняки, гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, комнат…а, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок ур…жай.
Детские раздумья
Пишем диктант
Ра
Конкурс «Собери слово»
Разгадываем ребусы
Спасибо
за внимание!