СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Карамельно-шоколадный русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что все мы, дети, любим сладости. Моё любимое лакомство – конфеты. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но, оказывается, фантики могут демонстрировать правила русского языка.

Разглядывая яркие блестящие обертки, я предположила, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка более интересными.

В моем исследовании приводятся примеры того, по каким темам уроков русского языка можно найти материал на конфетных обертках.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Карамельно-шоколадный русский язык"»

«Карамельно-шоколадный русский язык» Исследовательская работа  ученицы 5 «а» класса  МБОУ Загустайская СОШ Хуригановой Елизаветы

«Карамельно-шоколадный русский язык»

Исследовательская работа

ученицы 5 «а» класса

МБОУ Загустайская СОШ

Хуригановой Елизаветы

Актуальность выбранной темы.   Не секрет, что все мы, дети, любим сладости. Моё любимое лакомство – конфеты. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но, оказывается, фантики могут демонстрировать правила русского языка.

Актуальность выбранной темы.

  • Не секрет, что все мы, дети, любим сладости. Моё любимое лакомство – конфеты. После конфет остаются фантики, которые, в свою очередь, превращаются в мусор. Но, оказывается, фантики могут демонстрировать правила русского языка.
Проблема: Выяснить, как взаимосвязаны разделы русского языка и наименования конфет. Гипотеза: Я предположила, что можно использовать названия фантиков для того, чтобы делать уроки русского языка интересными. Объект исследования: наименования конфет. Предмет исследования: фантики от конфет. Цель: изучить названия конфет, классифицировать их с целью применения на уроках русского языка. Задачи: Собрать различные наименования конфет. Рассмотреть названия с точки зрения разделов русского языка. Классифицировать наименования конфет. Подобрать материал для составления карточек по русскому языку. Методы исследования: наблюдение, классификация, описание.

Проблема:

  • Выяснить, как взаимосвязаны разделы русского языка и наименования конфет.

Гипотеза:

  • Я предположила, что можно использовать названия фантиков для того, чтобы делать уроки русского языка интересными.

Объект исследования: наименования конфет.

Предмет исследования: фантики от конфет.

Цель: изучить названия конфет, классифицировать их с целью применения на уроках русского языка.

Задачи:

  • Собрать различные наименования конфет.
  • Рассмотреть названия с точки зрения разделов русского языка.
  • Классифицировать наименования конфет.
  • Подобрать материал для составления карточек по русскому языку.

Методы исследования: наблюдение, классификация, описание.

Кто «изобрел» фантик? Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают, по крайней мере несколько его самых известных творений: фонограф, аппарат для записи телефонных разговоров, конечно, лампочку и много чего еще .    И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.

Кто «изобрел» фантик?

Когда говорят о великом изобретателе Томасе Эдисоне, вспоминают, по крайней мере несколько его самых известных творений: фонограф, аппарат для записи телефонных разговоров, конечно, лампочку и много чего еще .

  • И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Для своего исследования я использовала 114 различных наименований конфет, которые распределила следующим образом: на фантиках встретились 55 имен существительных, 20 имен прилагательных, 1 наречие и 31 словосочетание. Глаголы среди рассмотренных мною названий конфет не встретились.

Для своего исследования я использовала 114 различных наименований конфет, которые распределила следующим образом: на фантиках встретились 55 имен существительных, 20 имен прилагательных, 1 наречие и 31 словосочетание. Глаголы среди рассмотренных мною названий конфет не встретились.

Вывод: наиболее распространенная в названиях конфет часть речи – существительное (57%), наименее употребляемая часть речи – наречие (0,1%).    Существительное Прилагательное «Аккорд», «Аленка», «Аллегро», «Ария», «Баядерка», «Боярушка», «Белиссимо», «Белочка», «Буратино», «Бенефис», «Буревестник», «Вавилон», «Василек», «Вдохновение», «Верблюжонок», «Весна», «Вираж», «Глория», «Визит», « «Апельсиновые», «Барбарисовые», «Ванильные», «Взлетные», «Вишневые», «Волжские», «Желейные», «Кокосовые», «Космические», «Кубанские», «Лимонные», «Мармеладные», «Молочные», «Московские», «Мятная», «Ореховые», Наречие Словосочетания «Ярче» «Басни Крылова», «Бешеная пчелка», «Бочонок радости», «Вечерний звон», «Вишневый аромат», «Гусиные лапки», «Дары солнца», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Золотой улей», «Клубничный микс», «Клубничная полянка», «Красная Шапочка», «Магия ночи», «Маленькое чудо», «Мишка на севере», «Морской бриз», «Мишка косолапый», «Осенний вечер», «Петушок, золотой гребешок», «Птица дивная», «

Вывод: наиболее распространенная в названиях конфет часть речи – существительное (57%), наименее употребляемая часть речи – наречие (0,1%).  

Существительное

Прилагательное

«Аккорд», «Аленка», «Аллегро», «Ария», «Баядерка», «Боярушка», «Белиссимо», «Белочка», «Буратино», «Бенефис», «Буревестник», «Вавилон», «Василек», «Вдохновение», «Верблюжонок», «Весна», «Вираж», «Глория», «Визит», «

«Апельсиновые», «Барбарисовые», «Ванильные», «Взлетные», «Вишневые», «Волжские», «Желейные», «Кокосовые», «Космические», «Кубанские», «Лимонные», «Мармеладные», «Молочные», «Московские», «Мятная», «Ореховые»,

Наречие

Словосочетания

«Ярче»

«Басни Крылова», «Бешеная пчелка», «Бочонок радости», «Вечерний звон», «Вишневый аромат», «Гусиные лапки», «Дары солнца», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Золотой улей», «Клубничный микс», «Клубничная полянка», «Красная Шапочка», «Магия ночи», «Маленькое чудо», «Мишка на севере», «Морской бриз», «Мишка косолапый», «Осенний вечер», «Петушок, золотой гребешок», «Птица дивная», «

Классификация наименований конфет.   Русские названия конфет. По моим данным, в качестве русских названий конфет используется лексика 7 тематических групп: сказка, животный мир, растительный мир, фрукты и ягоды, природа и персоналии, искусство.

Классификация наименований конфет.

Русские названия конфет.

  • По моим данным, в качестве русских названий конфет используется лексика 7 тематических групп: сказка, животный мир, растительный мир, фрукты и ягоды, природа и персоналии, искусство.
 Сказка . Эта тематическая группа является одной из самых распространенных среди русских названий конфет. Например: «Петушок, золотой гребешок» - название русской народной сказки. «Колобок» - персонаж одноименной русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба.  «Золотая рыбка» - сказочный персонаж, мистическое создание, рыба, умеющая говорить на человеческом языке.  «Терем-теремок» - высокий дом с покатой крышей: помещение в верхней части такого дома. «Буратино» - главный герой сказки А.Толстого. Также распространены такие названия конфет, как «Кот в сапогах», «Золотой ключик».

Сказка .

  • Эта тематическая группа является одной из самых распространенных среди русских названий конфет. Например: «Петушок, золотой гребешок» - название русской народной сказки.
  • «Колобок» - персонаж одноименной русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба.
  • «Золотая рыбка» - сказочный персонаж, мистическое создание, рыба, умеющая говорить на человеческом языке.
  • «Терем-теремок» - высокий дом с покатой крышей: помещение в верхней части такого дома.
  • «Буратино» - главный герой сказки А.Толстого. Также распространены такие названия конфет, как «Кот в сапогах», «Золотой ключик».
 Животный мир. Это тема близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными названиями животных.  «Мишка-Топтыжка», «Верблюжонок», «Белочка», «Левушка», «Коровка», «Умка». Сюда же можно отнести надписи, указывающие на птиц: «Ласточка», «Буревестник», «Фламинго».

Животный мир.

  • Это тема близка к сказочным названиям. В большинстве случаев мы имеем дело со сказочными названиями животных.
  • «Мишка-Топтыжка», «Верблюжонок», «Белочка», «Левушка», «Коровка», «Умка».
  • Сюда же можно отнести надписи, указывающие на птиц: «Ласточка», «Буревестник», «Фламинго».
 Растительный мир. Эта группа представлена названиями цветов. Например, «Резеда», «Магнолия», «Василек», «Ромашка», «Фиалка», «Красный мак».

Растительный мир.

  • Эта группа представлена названиями цветов. Например, «Резеда», «Магнолия», «Василек», «Ромашка», «Фиалка», «Красный мак».
 Фрукты и ягоды. Эта группа очень разнообразна, так как при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов. «Апельсиновые», «Вишневые», «Клубничный микс», «Барбарисовые», «Киви», «Вишневый аромат», «Фруктово-ягодный букет».

Фрукты и ягоды.

  • Эта группа очень разнообразна, так как при изготовлении конфет часто используют соки ягод и фруктов. «Апельсиновые», «Вишневые», «Клубничный микс», «Барбарисовые», «Киви», «Вишневый аромат», «Фруктово-ягодный букет».
 Природа. Времена года. В данном случае используются обозначения природных явлений, которые традиционно вызывают приятные ассоциации у потребителей. Например: «Весна», «Лето», «Южная ночь».

Природа. Времена года.

  • В данном случае используются обозначения природных явлений, которые традиционно вызывают приятные ассоциации у потребителей. Например: «Весна», «Лето», «Южная ночь».
 Персоналии. К данной тематической группе я отнесла разрозненные номинации людей, указывающих на черты характера или манеру поведения человека. Например: «Сластена», «Кокетка», «Лакомка».

Персоналии.

  • К данной тематической группе я отнесла разрозненные номинации людей, указывающих на черты характера или манеру поведения человека. Например: «Сластена», «Кокетка», «Лакомка».
 Искусство. Эта тема представлена разнообразными видами названий, которые относятся к театру и искусству. Например: «Ария», «Рапсодия», «Театральная», «Премьера», «Балет», «Бенефис».

Искусство.

  • Эта тема представлена разнообразными видами названий, которые относятся к театру и искусству. Например: «Ария», «Рапсодия», «Театральная», «Премьера», «Балет», «Бенефис».
 Имена собственные, созданные на базе иностранных языков. В составе имен собственных – названий конфет- помимо исконных названий, значительное место занимают заимствованные и искусственно созданные имена: «Аккорд» - французское слово «согласие», в музыке – сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое «единство». «Аллегро» - итальянское слово, означает «скоро, живо, весело». «Баядерка» - португальское слово, переводится как «танцовщица». «Белиссимо» - итальянское слово, которое означает «превосходная степень, прекраснейшая». «Глория» - это слово в переводе с латинского означает «слава».

Имена собственные, созданные на базе иностранных языков.

  • В составе имен собственных – названий конфет- помимо исконных названий, значительное место занимают заимствованные и искусственно созданные имена:
  • «Аккорд» - французское слово «согласие», в музыке – сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое «единство».
  • «Аллегро» - итальянское слово, означает «скоро, живо, весело».
  • «Баядерка» - португальское слово, переводится как «танцовщица».
  • «Белиссимо» - итальянское слово, которое означает «превосходная степень, прекраснейшая».
  • «Глория» - это слово в переводе с латинского означает «слава».
Способы словообразования. Способы словообразования. Многие названия конфет образованы суффиксальным способом: Разделы русского языка.  Способы словообразования.  Способы словообразования. Многие названия конфет образованы суффиксальным способом: Корень Снеж- Коров- Шип- Ален- Лев- Мед- Москв- Город- Сласт- Бел- Верблюж- Юж- Суффикс Слово -ок -к- -учк- -к- -ушк- -унок -ичк- -ок -ен- -очк- -онок -анк- Снежок Коровка Шипучка Аленка Левушка Медунок Москвичка Городок Сластена Белочка Верблюжонок Южанка
  • Способы словообразования.
  • Способы словообразования.

Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:

Разделы русского языка.

Способы словообразования.

  • Способы словообразования.

Многие названия конфет образованы суффиксальным способом:

Корень

Снеж-

Коров-

Шип-

Ален-

Лев-

Мед-

Москв-

Город-

Сласт-

Бел-

Верблюж-

Юж-

Суффикс

Слово

-ок

-к-

-учк-

-к-

-ушк-

-унок

-ичк-

-ок

-ен-

-очк-

-онок

-анк-

Снежок

Коровка

Шипучка

Аленка

Левушка

Медунок

Москвичка

Городок

Сластена

Белочка

Верблюжонок

Южанка

 Лексическое значение слов.   Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть. Названия конфет «Ванильные» «Снежок» «Лакомка» «Вираж» «Кокосовые» «Вдохновение» «Апельсиновые» «Лето» Лексическое значение имеющие вкус ванили мелкий снег тот, кто любит лакомиться поворот с наклоном самолета, автомобиля имеющие вкус кокоса творческий подъем имеющие вкус апельсина теплое время года, следующее за весной . .
  • Лексическое значение слов. Каждое название содержит свое значение, свой смысл, который нужно раскрыть.

Названия конфет

«Ванильные»

«Снежок»

«Лакомка»

«Вираж»

«Кокосовые»

«Вдохновение»

«Апельсиновые»

«Лето»

Лексическое значение

имеющие вкус ванили

мелкий снег

тот, кто любит лакомиться

поворот с наклоном самолета, автомобиля

имеющие вкус кокоса

творческий подъем

имеющие вкус апельсина

теплое время года, следующее за весной

.

  • .
 Морфемный разбор.  Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор: Следует отметить, что ни в одном из названий конфет мне не встретилось слово с приставкой. Слово Корень Апельсиновые Малютка Лето Сливочные Суффикс Апельсин- Мал- Лет- Слив- Окончание -ов- -ютк- - -очн- -ые -а -о -ые

Морфемный разбор.

Со всеми рассмотренными названиями конфет можно провести морфемный разбор:

Следует отметить, что ни в одном из названий конфет мне не встретилось слово с приставкой.

Слово

Корень

Апельсиновые

Малютка

Лето

Сливочные

Суффикс

Апельсин-

Мал-

Лет-

Слив-

Окончание

-ов-

-ютк-

-

-очн-

-ые

-ые

 Выводы: - все изученные мною названия конфет – это части речи, которые мы уже изучали и продолжаем изучать на русском языке; - поскольку имя существительное – самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет; - с точки зрения лексического значения, фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку; - многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».  

Выводы:

  • - все изученные мною названия конфет – это части речи, которые мы уже изучали и продолжаем изучать на русском языке;
  • - поскольку имя существительное – самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет;
  • - с точки зрения лексического значения, фантики могут дать интересный материал для составления разных заданий по русскому языку;
  • - многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».
  •  
Спасибо за внимание! Для тонуса конфеты нужно кушать. Смягчат пускай рабочих дней удар И поводом для отдыха послужат!

Спасибо за внимание!

  • Для тонуса конфеты нужно кушать.
  • Смягчат пускай рабочих дней удар
  • И поводом для отдыха послужат!