Тема дипломной работы: «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»
Выполнила:
Студентка группы 02021558
Крашеница Е.А.
Научный руководитель:
………………… .
Актуальность исследования
В настоящее время интересы образования и государства интегрируются в сфере социализации личности, эффективность которой находится в прямой зависимости от уровня развития речевой коммуникации.
Для умственно отсталого ребенока характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения.
Проблема исследования определяется потребностью изучения речевой коммуникации и необходимостью разработки научно обоснованного содержания и методического обеспечения ее развития у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования :
научно-теоретическое обоснование и разработка системы логопедической работы, обеспечивающей развитие речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования :
речевая коммуникация учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования :
уровень сформированности речевой коммуникации учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что развитие речевой коммуникации младших школьников с умственной отсталостью может быть эффективным за счет создания системы логопедической работы, при активном взаимодействии всех специалистов учебно-воспитательного процесса и организации специальных педагогических условий, позволяющих стимулировать речевую активность.
Задачи исследования
1. Определить научно-теоретические подходы к проблеме развития речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Разработать и апробировать диагностический инструментарий по изучению особенностей речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Выделить педагогические условия формирования речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработать и апробировать комплексную систему логопедической работы по их реализации.
4. Оценить результативность логопедической работы по формированию речевой коммуникации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методологическая основа исследования
- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, А.Н. Кочергин, А.Я. Кузнецова);
- личностно-ориентированный подход (Т.Е Климова, А.А. Плигин).
- деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);
- комплексный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.).
Теоретическая основа исследования
- теория о единстве общения и деятельности (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев);
- теория вербальной коммуникации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов);
- положение о том, что коммуникация предполагает не просто обмен информацией, но и воздействие на партнера с целью изменения его социального поведения (И.В. Дубровина, И.А. Зимняя);
- научные представления о связной речи как составляющей коммуникативно-речевой деятельности (А.Н. Гвоздев, А.С. Звоницкая, Ф.А. Сохин, Т.А. Ткаченко и др.);
- теория о ведущей деятельности в развитии ребёнка (Б.Г. Ананьев, Г.И., А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
- научные положения о первичных и вторичных нарушениях, об актуальной и ближайшей зонах развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская)
- научное положение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития (А.Н. Гвоздев, И.Н. Горелов, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, О.Н. Усанова, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия).
Значимость исследования
теоретическая
практическая
обоснована комплексная методика исследования вербальных и невербальных компонентов речевой коммуникации
апробирована диагностическая модель изучения вербальных и невербальных компонентов коммуникации
расширены представления о взаимозависимости и взаимообусловленности интеллектуального и коммуникативного развития
разработанная система логопедической работы может быть использована логопедами-практиками
определены специальные педагогические условия реализации системы логопедической работы
по материалам исследования опубликовано ряд статей, имеющих практическую направленность
Методы исследования
База исследования
1. Теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования
Казённое образовательное учреждение Воронежской области «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)
3. Качественный и количественный анализ результатов исследования.
Соотношение понятий «коммуникация» и «общение» в науке
Коммуникация – это сложный процесс, который имеет свою природу, механизмы становления, законы функционирования и изменения в соответствии с возрастом человека.
В переводе с латыни «коммуникация» означает «делать общим, связывать, общаться», поэтому, оно по значению наиболее близко к русскому слову «общение».
При таком отождествлении неизбежно возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение».
Данная проблема привлекла внимание многих специалистов. В результате более или менее отчетливо определились следующие подходы к ее разрешению.
1 подход
3 подход
2 подход
Всеми авторами выделяются вербальные и невербальные средства общения, которые имеют закономерности становления и развития в процессе онтогенеза.
Диагностический комплекс изучения уровня сформированности речевой коммуникации
Исследование невербального
компонента коммуникации.
1
исследование навыков
диалогической речи (Адаптированный вариант методики А.Г.Арушановой)
2
исследование сформированности коммуникативных способностей
(Методики Н.Е. Веракса )
3
исследование сформированности коммуникативных действий
(Г.А. Цукерман)
4
Уровневые показатели коммуникативно-речевой деятельности испытуемых на этапе констатирующего эксперимента (в %)
Исследуемые параметры коммуникативно-речевой деятельности испытуемых
Уровневые показатели
Высокий
Невербальные компоненты коммуникации
Навыки диалогической речи
Средний
0
0
Низкий
21 – 38
Коммуникативные способности
62 – 79
17 – 42
0 – 8
Коммуникативные действия
58 – 83
0 – 8
25 – 42
58 – 67
21 – 33
63 – 79
Логопедическая работа по формированию речевой коммуникации
у младших школьников с умственной отсталостью.
Родители
Система взаимодействия участников коррекционного процесса
Дети
Логопед
Воспитатель
Учитель
Психолог
Содержание логопедической работы
Первый этап - создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у школьников.
Цели
1
Задачи
Второй этап – формирование основных средств коммуникации и способов их выражения
2
Принципы
Третий этап – совершенствование навыков правильного коммуникативного поведения
Направления
3
Методы и приемы
Предполагаемый результат
Основная цель логопедической работы: создание условий для формирования у детей с интеллектуальными нарушениями умения пользоваться различными средствами речевой коммуникации и способности самостоятельно вступать в коммуникативное общение с окружающими.
Основные задачи :
1. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.
3. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.
5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника.
7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
8. Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.
9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения. Формирование диалогической речи.
10. Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
11. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
Принцыпы логопедической работы
1. Онтогенетический принцип.
2. Принцип развития.
3. Принцип сознательности и активности
4. Принцип реализации деятельностного подхода
5. Принцип опоры на ведущий сенсорный канал.
6. Принцип поэтапности и усложнения материала.
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности.
9. Принцип индивидуального подхода.
10. Принцип системности.
11. Принцип комплексности и дифференцированности.
12. Принцип взаимосвязи работы учителя, логопеда, воспитателя и психолога.
Условия эффективности коррекционной работы
- наличие положительного эмоционального фона в группе детей;
- наличие осознанной деятельности каждого ребенка в группе;
- наличие индивидуального подхода к каждому ребенку;
- тесное взаимодействие воспитателей, психолога, логопеда, учителя;
- наличие вербального и невербального подходов на занятиях;
- учет взаимосвязи между особенностями познавательной деятельности детей и состоянием, спецификой языковых и речевых средств;
- выбор заданий и упражнений осуществлять на основе общепедагогических и специальных принципов обучения;
- при разработке программы предусмотреть различные варианты организации занятий, учитывающих пожелания детей по выбору партнеров для совместной деятельности.
Направления коррекционной работы
1. Развитие эмоционального общения осуществляется через формирование личностных отношений между взрослым и ребенком; через развитие умений понимать, называть базовые эмоции (добрый – злой, грустный – веселый) и узнавать их в графическом изображении.
2. Развитие делового общения предусматривается через:
- формирование интереса к предметно-игровой деятельности;
- выполнение действий с предметами;
- называние действий и качественных характеристик предметов;
- формирование умений действовать совместно с взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.
3. Развитие речевого общения проводится через:
- формирование интереса к слову и понимание обращенной речи;
- формирование речевого подражания;
- освоение речевых средств: слоги, звукоподражания, слова, словосочетания, фразы и предложения и использование их в активной речи;
- формирование форм высказываний (обращение – побуждение, просьба, обращение – сообщение, обращение – вопрос);
- развитие диалогической речи.
Средние уровневые показатели сформированности речевой коммуникации на этапах констатирующего и контрольного экспериментов (в %)