Формирование здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
ОГКОУ Чернцкая школа-интернат
Доклад для МО
19января2023г.
Подготовил: Теряева А.В.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинскийй
Здоровый образ жизни
- это формы и способы жизнедеятельности воспитанников, которые в максимальной мере сохраняют, восстанавливают и укрепляют их физическое, психическое, духовное и социальное здоровье, обеспечивают адаптацию организма к условиям внешней среды, способствуют достижению внутреннего равновесия. Обязательным условием успешного формирования ЗОЖ является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя/учителя с ребенком.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Формирование ЗОЖ у детей с УО
– сложный и многоаспектный процесс, который охватывает все сферы жизнедеятельности, интегрирует усилия педагогов, медицинских работников и психологов, построенный на знаниях из разных и многолетних приобретений человечества.
Для достижения положительного результата в формировании представлений ребят о ЗОЖ необходимо выполнение следующих задач:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную жизненную позицию.
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
6. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
7. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.(ОПАСНОСТИ употребления ПАВ).
умственная отсталость это стойкое нарушение познавательной деятельности, возникающее вследствие органического поражения головного мозга. На вопрос, какое здоровье надо оберегать в первую очередь – духовное или физическое, ведущие специалисты в области медицины отвечают:
«Духовное здоровье. Наблюдения показывают, что если человек живет в страхе, тревоге, он саморазрушается».
Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере - это здоровье.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни в нашем учреждении проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые и сюжетно-ролевые игры, игры - путешествия, игры – соревнования. Такие большие воспитательные мероприятия, как «Мы за ЗОЖ», « Вредным привычкам - нет», классные часы, «В здоровом теле здоровый дух» проходят на высоком уровне.
Воспитанники нашего учреждения посещают секцию «Олимпия», «Русская лапта» уроки физической культуры и ритмики в зависимости от группы здоровья, зимой катаются на лыжах, санках, коньках, организуются различные спортивные соревнования и игры. Благодаря этому у детей вырабатывается дисциплинированность и ответственность, целеустремленность и стремление к здоровому образу жизни.
Осуществляется сотрудничество с волонтерами Ивановского областного отделения Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело». Организуются общешкольные мероприятия и тренинги по разьяснению опасностей употребления ПАВ. Проводятся выездные квэсты и экскурсии.
Организуя образование в области здоровья, помните:
• если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе;
• если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить;
• если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде;
• если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.