СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация методического семинара к конкурсу "Учитель года" на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к химии. Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодёжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы. Это побудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, опирающиеся на возросшую самостоятельность учащихся и, наконец, значительно расширяющие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство- враг интереса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация методического семинара к конкурсу "Учитель года" на тему "Активизация познавательной деятельности на уроках химии"»

 Методическая работа учителя химии  МБОУ Саконской СШ  Ва Вагиной Валентины Ивановны    Активизация познавательной  деятельности учащихся  на уроках химии.            Prezentacii.com

Методическая работа учителя химии МБОУ Саконской СШ Ва Вагиной Валентины Ивановны Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Prezentacii.com

В настоящее время информационное общество ставит перед школой задачу подготовки социально ориентированных выпускников, которые должны уметь: Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике; Критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем; Уметь работать с информацией; Развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.

В настоящее время информационное общество ставит перед школой задачу подготовки социально ориентированных выпускников, которые должны уметь:

  • Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике;
  • Критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем;
  • Уметь работать с информацией;
  • Развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
Условия формирования личного вклада в развитие образования Эффективность преподавания во многом зависит от того, какой уровень внутренней мотивации обучения сформирован у детей. Проведённое мной в 2017-2018 уч.году исследование уровня внутренней мотивации среди учащихся 8, 9,10,11 классов (42 человека)на уроках химии показало, что 49%(26 учащихся) имеют высокий уровень мотивации,37% (16 учащихся) - средний, 14% (5 учащихся) - низкий.

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Эффективность преподавания во многом зависит от того, какой уровень внутренней мотивации обучения сформирован у детей.

Проведённое мной в 2017-2018 уч.году исследование уровня внутренней мотивации среди учащихся 8, 9,10,11 классов (42 человека)на уроках химии показало, что 49%(26 учащихся) имеют высокий уровень мотивации,37% (16 учащихся) - средний, 14% (5 учащихся) - низкий.

Уровень внутренней мотивации обучения по классам Если рассматривать по классам уровень внутренней мотивации обучения у учащихся 8-11 классов на уроках химии (42 ученика), то на диаграмме хорошо видно, что в 8-9 классах преобладает высокий(16 учеников) и средний уровень (10 учеников) внутренней мотивации. В старших классах идет снижение высокого уровня внутренней мотивации. Обычно это связано с тем, что старшеклассники определяются с предметами, которые им нужны для сдачи экзаменов и начинают интенсивно готовиться к другим. высокий уровень высокий уровень низкий уровень средний уровень низкий уровень средний уровень  8класс 9 класс 10 класс 11 класс  8класс 9 класс 10 класс 11 класс

Уровень внутренней мотивации обучения по классам

Если рассматривать по классам уровень внутренней мотивации обучения у учащихся 8-11 классов на уроках химии (42 ученика), то на диаграмме хорошо видно, что в 8-9 классах преобладает высокий(16 учеников) и средний уровень (10 учеников) внутренней мотивации.

В старших классах идет снижение высокого уровня внутренней мотивации. Обычно это связано с тем, что старшеклассники определяются с предметами, которые им нужны для сдачи экзаменов и начинают интенсивно готовиться к другим.

высокий уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

средний уровень

8класс 9 класс 10 класс 11 класс

8класс 9 класс 10 класс 11 класс

Актуальность личного вклада в развитие образования Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты

Актуальность личного вклада в развитие образования

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования. Интерес как мотив учения  Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Если на уроке есть условия для удовлетворения  таких потребностей , то учащиеся с интересом вовлекаются в работу.  Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.  В своей работе я опираюсь на ведущие дидактические теории  и концепции в преподавании: Махмутова М.И. (Теория проблемного обучения), Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся). Все они сходятся во мнении, что именно в  деятельности формируются знания, которые человек умеет применять  на практике. А также опираюсь на опыт учителей, работающих в нашем  районе (Носковой Л.Д., Стёпшиной М.А.,Кормишевой И.Н. и других).

Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.

Интерес как мотив учения

Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо

понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к

предстоящей работе. Если на уроке есть условия для удовлетворения

таких потребностей , то учащиеся с интересом вовлекаются в работу.

Как утверждают психологи, активизация познавательной

деятельности способствует развитию познавательного интереса.

В своей работе я опираюсь на ведущие дидактические теории

и концепции в преподавании: Махмутова М.И. (Теория проблемного

обучения), Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся). Все они сходятся во мнении, что именно в

деятельности формируются знания, которые человек умеет применять

на практике. А также опираюсь на опыт учителей, работающих в нашем

районе (Носковой Л.Д., Стёпшиной М.А.,Кормишевой И.Н. и других).

Цель и задачи педагогической деятельности Цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования познавательной активности школьников через применение методов интерактивного обучения, использования нетрадиционных форм обучения. Основными задачами своей работы считаю: Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы, направленные на повышение знаний. Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса на основе  активизации познавательной деятельности в процессе обучения.  Развитие творческих способностей.  Возрождение желания ребёнка учиться.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования познавательной активности школьников через применение методов интерактивного обучения, использования нетрадиционных форм обучения.

Основными задачами своей работы считаю:

  • Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы, направленные на повышение знаний.
  • Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса на основе  активизации познавательной деятельности в процессе обучения.
  • Развитие творческих способностей.
  • Возрождение желания ребёнка учиться.
Реализацию задач осуществляю через использование следующих компонентов: проведение уроков с применением ИКТ; проведение нестандартных уроков, дидактических игр; осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения; создание на уроке ситуации успеха; учет индивидуальных особенностей учащихся. проведение уроков с применением ИКТ; проведение нестандартных уроков, дидактических игр; осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения; создание на уроке ситуации успеха; учет индивидуальных особенностей учащихся.

Реализацию задач осуществляю через использование следующих компонентов:

  • проведение уроков с применением ИКТ; проведение нестандартных уроков, дидактических игр; осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения; создание на уроке ситуации успеха; учет индивидуальных особенностей учащихся.
  • проведение уроков с применением ИКТ;
  • проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
  • осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения;
  • создание на уроке ситуации успеха;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся.
Нетрадиционные формы обучения 8 класс КВН Что? Где? Когда? Смотр знаний Аукцион 9 класс  урок-исследование Урок – практикум Урок-обобщение 10-11 классы Лекции семинары

Нетрадиционные формы обучения

8 класс

  • КВН
  • Что? Где? Когда?
  • Смотр знаний
  • Аукцион

9 класс

  • урок-исследование
  • Урок – практикум
  • Урок-обобщение

10-11 классы

  • Лекции
  • семинары
Средства познавательной активности Интересные факты, события Химический эксперимент Карточки, вопросы, тестовые задания Игровые формы Кроссворды, ребусы Лабиринты

Средства познавательной активности

  • Интересные факты, события
  • Химический эксперимент
  • Карточки, вопросы, тестовые задания
  • Игровые формы
  • Кроссворды, ребусы
  • Лабиринты
 Ведущая педагогическая идея  Не мыслям надобно учить ,а мыслить.  И. Кант Введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.

Ведущая педагогическая идея

Не мыслям надобно учить ,а мыслить.

И. Кант

Введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны

Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны

Новизна и значимость педагогического опыта  Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения химии,  творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.  Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.  Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Новизна и значимость педагогического опыта

Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения химии,  творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.

Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты  Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм обучения даёт следующие результаты: повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке;  обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;  вырабатывается активная позиция детей; развивается речь, логическое мышление; дети показывают высокий уровень обученности Успешно сдают ЕГЭ и ГИА повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке;  обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;  вырабатывается активная позиция детей; развивается речь, логическое мышление; дети показывают высокий уровень обученности Успешно сдают ЕГЭ и ГИА

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм обучения даёт следующие результаты:

  • повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке; обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика; вырабатывается активная позиция детей; развивается речь, логическое мышление; дети показывают высокий уровень обученности Успешно сдают ЕГЭ и ГИА
  • повышается интерес к учебе;
  • обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
  • не допускается переутомления на уроке;
  • обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
  • вырабатывается активная позиция детей;
  • развивается речь, логическое мышление;
  • дети показывают высокий уровень обученности
  • Успешно сдают ЕГЭ и ГИА
Эффективность профессионального опыта Качество знаний 2014-2015г 81% 2015-2016 Успевае-мость  Первое полуго- 81% 100% 100% дие 76,5% 2016-2017 100%  У чащиеся принимают участие в олимпиадах Участвуют в различных конкурсах

Эффективность профессионального опыта

Качество знаний

2014-2015г

81%

2015-2016

Успевае-мость

Первое полуго-

81%

100%

100%

дие

76,5%

2016-2017

100%

  • У чащиеся принимают участие в олимпиадах
  • Участвуют в различных конкурсах
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника 1.Ежегодно провожу в школе открытые уроки и «недели химии» 2. Мои ученики также ежегодно принимают участие в районных олимпиадах по предмету. 3.Провожу открытые уроки на район. Последний раз в 2014-2015 уч.году дала открытый урок по теме «Обобщение по теме «Углеводы» в 10 классе. 4. По своей теме самообразования «Активизация познавательной активности на уроках предметов естественного цикла» в этом учебном году выступила с докладом на методобъединение учителей биологии. 5. Разработки открытых уроков, презентаций, докладов выставляю на сайте.

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

1.Ежегодно провожу в школе открытые уроки и «недели химии»

2. Мои ученики также ежегодно принимают участие в районных олимпиадах по предмету.

3.Провожу открытые уроки на район. Последний раз в 2014-2015 уч.году дала открытый урок по теме «Обобщение по теме «Углеводы» в 10 классе.

4. По своей теме самообразования «Активизация познавательной активности на уроках предметов естественного цикла» в этом учебном году выступила с докладом на методобъединение учителей биологии.

5. Разработки открытых уроков, презентаций, докладов выставляю на сайте.

Итог можно подвести словами японской поговорки «Образование – это то, что остаётся, когда всё забыто» Ведь знания могут забыться, а навыки и умения их получать остаются, благодаря познавательной активности, выработанной в школе.

Итог можно подвести словами японской поговорки

  • «Образование – это то, что остаётся, когда всё забыто»
  • Ведь знания могут забыться, а навыки и умения их получать остаются, благодаря познавательной активности, выработанной в школе.
Литература 1.Балаев И.И.

Литература

1.Балаев И.И. "Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)"("Химия в школе" N5), 2005. с.47-48.

2.Бухвалов В. А. "Технология работы учителя-мастера"//Рига. 2005.-190с

3.Быстрицкая Е.В."Решение расчетных задач как способ повышения мотивации обучения химии учащихся специализированных клас-сов"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образование в средней и высшей школе. Часть 1)//Орел., 2007.с.28-29.

4.Гааг Н. А."Как привить интерес к уроку химии"( " Химия в школе" N3),2010.с.36-37.

5.Денисова В.Г. Химия 8-11 классы: Открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2003г.

6.Мезенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: Металлургия, 2005г. (Научно – популярная библиотека школьника)

7.Химия. 8,10,11 классы: Нестандартные уроки/ авт.-сост. Л. М. Брейгер. - Волгоград: Учитель, 2004г.

http://festival.1september.ru http://900igr/net://www.openclass.ru

http://www/uchportal.ru http://chimiya.ru

http://www.ucheba.com