Методическая работа учителя химии МБОУ Саконской СШ Ва Вагиной Валентины Ивановны Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.
Prezentacii.com
В настоящее время информационное общество ставит перед школой задачу подготовки социально ориентированных выпускников, которые должны уметь:
- Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике;
- Критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем;
- Уметь работать с информацией;
- Развивать свой интеллектуальный и культурный уровень.
Условия формирования личного вклада в развитие образования
Эффективность преподавания во многом зависит от того, какой уровень внутренней мотивации обучения сформирован у детей.
Проведённое мной в 2017-2018 уч.году исследование уровня внутренней мотивации среди учащихся 8, 9,10,11 классов (42 человека)на уроках химии показало, что 49%(26 учащихся) имеют высокий уровень мотивации,37% (16 учащихся) - средний, 14% (5 учащихся) - низкий.
Уровень внутренней мотивации обучения по классам
Если рассматривать по классам уровень внутренней мотивации обучения у учащихся 8-11 классов на уроках химии (42 ученика), то на диаграмме хорошо видно, что в 8-9 классах преобладает высокий(16 учеников) и средний уровень (10 учеников) внутренней мотивации.
В старших классах идет снижение высокого уровня внутренней мотивации. Обычно это связано с тем, что старшеклассники определяются с предметами, которые им нужны для сдачи экзаменов и начинают интенсивно готовиться к другим.
высокий уровень
высокий уровень
низкий уровень
средний уровень
низкий уровень
средний уровень
8класс 9 класс 10 класс 11 класс
8класс 9 класс 10 класс 11 класс
Актуальность личного вклада в развитие образования
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.
В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования.
Интерес как мотив учения
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо
понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к
предстоящей работе. Если на уроке есть условия для удовлетворения
таких потребностей , то учащиеся с интересом вовлекаются в работу.
Как утверждают психологи, активизация познавательной
деятельности способствует развитию познавательного интереса.
В своей работе я опираюсь на ведущие дидактические теории
и концепции в преподавании: Махмутова М.И. (Теория проблемного
обучения), Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся). Все они сходятся во мнении, что именно в
деятельности формируются знания, которые человек умеет применять
на практике. А также опираюсь на опыт учителей, работающих в нашем
районе (Носковой Л.Д., Стёпшиной М.А.,Кормишевой И.Н. и других).
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования познавательной активности школьников через применение методов интерактивного обучения, использования нетрадиционных форм обучения.
Основными задачами своей работы считаю:
- Подобрать и внедрить в образовательный процесс наиболее эффективные организационные формы урочной и внеурочной работы, направленные на повышение знаний.
- Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса на основе активизации познавательной деятельности в процессе обучения.
- Развитие творческих способностей.
- Возрождение желания ребёнка учиться.
Реализацию задач осуществляю через использование следующих компонентов:
- проведение уроков с применением ИКТ; проведение нестандартных уроков, дидактических игр; осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения; создание на уроке ситуации успеха; учет индивидуальных особенностей учащихся.
- проведение уроков с применением ИКТ;
- проведение нестандартных уроков, дидактических игр;
- осуществление межпредметных связей, практической направленности обучения;
- создание на уроке ситуации успеха;
- учет индивидуальных особенностей учащихся.
Нетрадиционные формы обучения
8 класс
- КВН
- Что? Где? Когда?
- Смотр знаний
- Аукцион
9 класс
- урок-исследование
- Урок – практикум
- Урок-обобщение
10-11 классы
Средства познавательной активности
- Интересные факты, события
- Химический эксперимент
- Карточки, вопросы, тестовые задания
- Игровые формы
- Кроссворды, ребусы
- Лабиринты
Ведущая педагогическая идея
Не мыслям надобно учить ,а мыслить.
И. Кант
Введение в учебный процесс интерактивных форм организации учащихся предоставляет возможность развить их индивидуальность, создаёт необходимые условия для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребёнок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный потенциал.
Ведущая педагогическая идея
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Новизна и значимость педагогического опыта
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения химии, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.
Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Использование интерактивных методов и нетрадиционных форм обучения даёт следующие результаты:
- повышается интерес к учебе; обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения; не допускается переутомления на уроке; обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика; вырабатывается активная позиция детей; развивается речь, логическое мышление; дети показывают высокий уровень обученности Успешно сдают ЕГЭ и ГИА
- повышается интерес к учебе;
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- не допускается переутомления на уроке;
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- вырабатывается активная позиция детей;
- развивается речь, логическое мышление;
- дети показывают высокий уровень обученности
- Успешно сдают ЕГЭ и ГИА
Эффективность профессионального опыта
Качество знаний
2014-2015г
81%
2015-2016
Успевае-мость
Первое полуго-
81%
100%
100%
дие
76,5%
2016-2017
100%
- У чащиеся принимают участие в олимпиадах
- Участвуют в различных конкурсах
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
1.Ежегодно провожу в школе открытые уроки и «недели химии»
2. Мои ученики также ежегодно принимают участие в районных олимпиадах по предмету.
3.Провожу открытые уроки на район. Последний раз в 2014-2015 уч.году дала открытый урок по теме «Обобщение по теме «Углеводы» в 10 классе.
4. По своей теме самообразования «Активизация познавательной активности на уроках предметов естественного цикла» в этом учебном году выступила с докладом на методобъединение учителей биологии.
5. Разработки открытых уроков, презентаций, докладов выставляю на сайте.
Итог можно подвести словами японской поговорки
- «Образование – это то, что остаётся, когда всё забыто»
- Ведь знания могут забыться, а навыки и умения их получать остаются, благодаря познавательной активности, выработанной в школе.
Литература
1.Балаев И.И. "Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)"("Химия в школе" N5), 2005. с.47-48.
2.Бухвалов В. А. "Технология работы учителя-мастера"//Рига. 2005.-190с
3.Быстрицкая Е.В."Решение расчетных задач как способ повышения мотивации обучения химии учащихся специализированных клас-сов"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образование в средней и высшей школе. Часть 1)//Орел., 2007.с.28-29.
4.Гааг Н. А."Как привить интерес к уроку химии"( " Химия в школе" N3),2010.с.36-37.
5.Денисова В.Г. Химия 8-11 классы: Открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2003г.
6.Мезенин Н.А. Занимательно о железе. – М.: Металлургия, 2005г. (Научно – популярная библиотека школьника)
7.Химия. 8,10,11 классы: Нестандартные уроки/ авт.-сост. Л. М. Брейгер. - Волгоград: Учитель, 2004г.
http://festival.1september.ru http://900igr/net://www.openclass.ru
http://www/uchportal.ru http://chimiya.ru
http://www.ucheba.com