П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й С О В Е Т
МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.
- По определению ЮНЕСКО , педагогическая технология- это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов с целью оптимизации форм образования .
- Итак, педагогическая технология – это описание и процедура реализации педагогического процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
- концептуальность;
- системность;
- управляемость;
- эффективность;
- воспроизводимость.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Виды технологий:
- образовательная,
- воспитательная,
- информационная
Характерные черты всех педагогических технологий следующие:
- - последовательная ориентация на чётко определённые цели;
- -чёткая этапность и последовательность педагогических действий;
- -воспроизводимость педагогического процесса;
- -полная управляемость педагогическим процессом;
- -инвариантность основных этапов образовательного процесса;
- -точное описание условий обучения;
- -чёткие критерии измерения и оценки результатов;
- -оперативная обратная связь;
- -коррекция педагогического процесса;
- -гарантированность результата.
Виды используемых в педпрактике технологий
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско- зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.
Информационно- коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Ф акторы, влияющие на эффективность использования педтехнологий :
- -конкретные педагогические и образовательные цели;
- - особенности предметного содержания в целом;
- -индивидуальные и личностные особенности учащихся;
- -учебно-методическая и материально-техническая оснащённость образовательного процесса;
- -социальные условия, в которых реализуется образовательный процесс.
Технологическое построение учебного процесса
План перехода от старой системы к новой
- Правило первое . Революционная смена образовательных технологий на начальном этапе внедрения приводит к неисчислимым большим и малым бедам. Смена одной технологии на другую должна предваряться солидной подготовкой не только учителя, но и учащихся.
- Правило второе . И новая технология, и прежняя устаревшая имеют одну и ту же структурную педагогическую основу. Любая технология строится как классический педагогический процесс, состоящий из целей, принципов, содержания, методов, средств и форм организации обучения. Повторяем, любая. Значит, при знакомстве и выборе новинок надо прежде всего изучить, как в них представлены эти компоненты педагогического процесса и чем они отличаются от используемых.
- Правило третье . Любая технология имеет свои основные и опорные формы организации обучения. Как бы они ни назывались — урок, занятие, дрейф-группа, парк, мастерская. Это все равно занятие, предназначенное для организации познавательного процесса учащихся. Выявив эту форму в инновации, надо сравнить ее с уроком. Сравнивание идет как по представленности компонентов педагогического процесса, так и по методической структуре. Ведь и новая форма тоже имеет свою методическую структуру. Следует также познакомиться с описанием психологической структуры, т.е. того, как и какие познавательные процессы развиваются, какие качества личности воспитываются, с каким напряжением идет занятие.
- Правило четвертое . Любая образовательная технология эффективна только для определенной группы учащихся. Поэтому следует предварительно определить, что даст инновация конкретным, обучаемым нами детям, да и нам, как профессионалам. В чем оно улучшит наше развитие и наше образование и в чем оно бессильно. Идеальных и на все случаи жизни образовательных технологий нет.
- Правило пятое . Необходима самооценка учителем своих духовно-нравственных, интеллектуальных и физических, квалификационных и социально-педагогических возможностей. Это поможет определить, необходимо ли учителю специальное переучивание или достаточно только самообразования.