СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : Использование технологии критического мышления в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет подробно рассмотреть технологию критического мышления. Содержит полезную информацию для подготовки к урокам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : Использование технологии критического мышления в начальной школе»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? ФГОС ставит цель: «сменить образовательную парадигму:   вместо передачи суммы знаний -  РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения способов деятельности»  (В чем принципиально изменились требования к результату) Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное Какой требовался результат? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие  прочные ЗНАНИЯ

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности »

Как меняются требования к результату?

ФГОС ставит цель:

«сменить образовательную парадигму:

вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения способов деятельности»

(В чем принципиально изменились

требования к результату)

Для справки

психологи:

Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.

Развитие – интеллектуальное

Развитие – личностное

Развитие - социальное

Какой требовался результат?

Традиционный взгляд:

Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс  в личностном развитии умение  решать учебные задачи  на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, т.е. ключевых компетенций Осуществить это можно с помощью : СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:

способность к самоорганизации в решении учебных задач

прогресс в личностном развитии

умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, т.е. ключевых компетенций

Осуществить это можно с помощью :

СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 « Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».   Василий Александрович Сухомлинский

« Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла — это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуется колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения; бывает, проходят десятилетия, и еле-еле начинает обозначаться то, что ты замыслил».

Василий Александрович Сухомлинский

История развития технологии критического мышления.

История развития технологии критического мышления.

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.

Критическое мышление  – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода с окружающему его информационному полю

Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода с окружающему его информационному полю

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить » Роджер Левин

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить »

Роджер Левин

Цель данной технологии -  развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Образовательные результаты ТРКМ: умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение;

Образовательные результаты ТРКМ:

  • умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;

В основе технологии РКМ  лежит трехфазная структура урока:   3. Рефлексия 2. Осмысление 1. Вызов

В основе технологии РКМ лежит трехфазная структура урока:

3. Рефлексия

2. Осмысление

1. Вызов

Базовая модель ТРКМ Первая стадия – вызов  (пробуждение интереса, актуализация знаний)  Вторая стадия – осмысление ( реализация смысла : активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)  Третья стадия – рефлексия  (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)

Базовая модель ТРКМ

  • Первая стадия вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)

  • Вторая стадия – осмысление ( реализация смысла : активное восприятие материала, соотнесение старых знаний с новыми)

  • Третья стадия рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)

Вызов «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…», «Кластер», «Загадка»,  «Корзина идей», «Таблица ЗХУ»,  «Да-нетка», «Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки»

Вызов

«Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы…»,

«Кластер», «Загадка»,

«Корзина идей», «Таблица ЗХУ»,

«Да-нетка»,

«Дерево предсказаний», «Перепутанные логические цепочки»

Осмысление  Таблица – ЗХУ, маркировка текста«Инсерт», чтение с остановками, прием «Зигзаг», кластер,6 шляп, «чтение с остановками», схема «Фишбоун», «сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»; ромашка Блума, толстый и тонкий вопросы.

Осмысление

Таблица – ЗХУ, маркировка текста«Инсерт»,

чтение с остановками,

прием «Зигзаг», кластер,6 шляп,

«чтение с остановками», схема «Фишбоун»,

«сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?»;

ромашка Блума, толстый и тонкий вопросы.

Рефлексия    Синквейн Прием «Общее - уникальное» «Ментальная карта», «Шесть шляп»,  «Эссе». 

Рефлексия

Синквейн

Прием «Общее - уникальное»

«Ментальная карта»,

«Шесть шляп»,

«Эссе». 

Методические приёмы РКМ «Знаю - хочу узнать – узнал» «Толстые и тонкие вопросы» «Кластер» «Лови ошибку» «Синквейн» «Ромашка Блума» «Шесть шляп мышления»   « ИНСЕРТ» « Мозговая атака»

Методические приёмы РКМ

  • «Знаю - хочу узнать – узнал»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Кластер»
  • «Лови ошибку»
  • «Синквейн»
  • «Ромашка Блума»
  • «Шесть шляп мышления»
  •   « ИНСЕРТ»
  • « Мозговая атака»
« Групповая дискуссия» « Чтение с остановками»  «Продвинутая лекция» « Эссе» «Ключевые термины»  «Перепутанные логические цепочки» «Верное-неверное утверждение» «Выбери меня»
  • « Групповая дискуссия»
  • « Чтение с остановками»
  • «Продвинутая лекция»
  • « Эссе»
  • «Ключевые термины»
  • «Перепутанные логические цепочки»
  • «Верное-неверное утверждение»
  • «Выбери меня»
Прием «Инсерт» (чтение с пометками) «V» - я это знал « – » - я думал иначе «+» - новое для меня «?» - интересно, непонятно, нужно разобраться

Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

«V» - я это знал

« – » - я думал иначе

«+» - новое для меня

«?» - интересно, непонятно, нужно разобраться

Таблица толстых и тонких вопросов . Тонкие вопросы (требуют фактического ответа)   Толстые вопросы (требуют развернутого ответа) Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Таблица толстых и тонких вопросов .

Тонкие вопросы

(требуют фактического ответа)

Толстые вопросы

(требуют развернутого ответа)

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чём различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Прием «Шесть шляп» Факты Позитивное мышление Проблема Эмоции Творчество Философия

Прием «Шесть шляп»

Факты

Позитивное

мышление

Проблема

Эмоции

Творчество

Философия

«Знаю - хочу узнать – узнал»    З (знаю)  У (узнал новое)  Х (хочу узнать)

«Знаю - хочу узнать – узнал»

З

(знаю)

У

(узнал новое)

Х

(хочу узнать)

Познание мира  «Откуда пришла книга?»

Познание мира «Откуда пришла книга?»

«Написание синквейна» Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества. - пишется по определенным правилам; - требует от ученика кратко резюмировать информацию.

«Написание синквейна»

Стихотворение из пяти строк. Форма свободного творчества.

- пишется по определенным правилам;

- требует от ученика кратко резюмировать информацию.

Почва  Живая, неживая,  Разрушают, беречь, выращивать  1см образуется за 300 лет!  Земля-матушка

Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля-матушка

«Корзина идей» - используется на стадии «Вызов»;  - позволяет выяснить все, что знают или думают ученики;  - проводится обмен информацией.

«Корзина идей»

- используется на стадии «Вызов»;

- позволяет выяснить все, что знают или думают ученики;

- проводится обмен информацией.

Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным! Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.

Технология РКМ делает обучение увлекательным и осмысленным!

Каждый ученик может самостоятельно работать с информацией, воспринимать её, ранжировать по новизне и значению, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения.

Мысль для размышления…   «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»  В.А. Сухомлинский Плутарх  Важно, что у цитаты есть продолжение:   «А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».

Мысль для размышления…

«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь»

В.А. Сухомлинский

Плутарх

Важно, что у цитаты есть продолжение: 

«А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».