Презентация на тему: Профориентация у детей
с сочетанными нарушениями в условиях школы-интерната (нарушение слуха, зрения, интеллекта)
КОУ ВО «Павловская школа – интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Подготовила педагог-психолог: Павлицкая Татьяна Михайловна
г.Павловск
Основные цели профориентации детей с ОВЗ
*Ориентация подростков в профессиональном самоопределении;
*Определение интересов, склонностей, способностей для правильного выбора будущей профессии;
*Расширение граней самопознания;
*Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки. *Формирование установки на труд, на позитивное отношение к нему.
Задачи:
- ознакомление воспитанников с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека,
с системой образования и путях получения профессий;
- оказание помощи обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации;
- развитие способностей, обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на
собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Этапы профориентационной деятельности.
1-й этап – медико-биологическое обследование
Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания. Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.
2-й этап комплексная психологическая диагностика.
-Выявление предпочтений, склонностей; Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, проводятся такие виды работ: как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, учитываются уровень развития и состояние здоровья детей.
-Знакомство с профессиями;
3-й этап – психологическое консультирование;
4-й этап – психологическая коррекция;
Одним из основных методов работы педагога – психолога является диагностика, которая предполагает использование комплекса социально-педагогических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации о своих индивидуальных качествах личности и степени их соответствия той или иной профессии.
Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами.
Результаты диагностики обсуждаются педагогом – психологом совместно с подростком.
Диагностика профессиональной направленности.
- Тест по выявлению способности к общению (определение способностей к общению, коммуникативных способностей);
- Прощицкая Е.Н. Анкета «Мир профессий»( определить уровень собственной информированности о мире профессий);
- Тест на профориентацию по методике академика Е.А.Климова .(определить уровень мотивации воспитанников к различным видам деятельности);
- Тест «Ты и твоя профессия»( определить наклонности, и профессиональную ориентацию);
- Тест по профориентации «Профиль»( модификация методики Карта интересов А.Голомштока);(определение отношения к различным направлениям деятельности);
- Тест «Профпригодность »( определение какому типу профессий вы склонны);
Проведение внеклассных мероприятий и классных часов:
- «Все профессии важны»;
- «Все работы хороши, выбирай на вкус..»;
- «Могу, хочу, надо»;
- Упражнения «Назови профессии»; кроссворды, загадки;
- «Пантомимы»;
- «Кл.час: «Дорога в завтра»; и др. (Буклеты, рекомендации).
С целью определения степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек художественный образ» с обучающимися 10 и 12 классов можно применить методику ДДО (Дифференциально-диагностический опросник) автора Е.А. Климова.