Развивающее обучение на уроках английского языка
Немного истории
Связаны ли развитие детей и обучение?
- Нет: А. Гезелл, З. Фрейд, Ж. Пиаже (развитие «должно совершить определенные законченные циклы и определенные функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребенка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения»);
- Развитие и обучение – это одно и то же: У. Джеймс, Э. Торндайк (развитие – это накопление опыта в жизни и в процессе обучения);
- Да, но: (К. Коффка) (развитие произойдет в любом случае, а обучение может помочь)
Немного истории
- Теория Л. С. Выготского: «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперед данной, априорной умозрительной формулой». Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды — сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка.
- «Обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека»
- В обучении есть сфера (уровень) актуального развития (то, что ребенок может сделать самостоятельно + уже сформировавшиеся качества) и зона ближайшего развития (то, что ребенок самостоятельно не может сделать, но может с помощью учителя). Развивающее обучение создает зону ближайшего развития.
Развивающее обучение в России
Принципы Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова:
- Предметом усвоения являются общие способы действия — способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.
- Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением — информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающиеся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».
- Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения задачи. Поэтому суждение ученика, отличающееся от общепринятого, рассматривается не как ошибка, а как проба мысли.
Универсальные учебные действия
Развивающее обучение в России
Принципы Л.В. Занкова:
- обучение на высоком уровне трудности (поисковая деятельность, ребенок улавливает общий смысл);
- ведущая роль теоретических знаний (понимание взаимосвязанности явлений);
- высокий темп изучения материала;
- осознание школьниками процесса учения (задуматься зачем нужны знания);
- систематическая работа над развитием всех учащихся (учет типов учеников).
Развивающее обучение за рубежом:
Brain-based approach:
- Мозг обрабатывает несколько процессов одновременно (поэтому можно использовать большое количество методов);
- Физиология влияет на обучение (стресс, питание и т.д.);
- Мозг пытается осознать значение происходящего, ученикам нужно открывать информацию самостоятельно;
- Мозг осознает информацию через ее структурирование (информация должна быть организована так, чтобы ученики могли ее структурировать);
- Эмоции влияют на обучение (облегчают запоминание);
- Оба полушария взаимодействуют, поэтому мозг работает как с целым понятием, так и с частями;
- Мозг воспринимает информацию как сознательно (то, на чем фокусируется внимание), так и бессознательно (то. что происходит вокруг);
- Для обучения необходимо осознавать что и как изучено;
- Используется два типа памяти: мгновенное запоминание опыта и запоминание фактов умений через повторение и тренировку;
- Наилучшее обучение происходит через включение фактов и умений в опыт;
- Сложные задачи стимулируют обучение, а угроза препятствует обучению и развитию;
- Каждый мозг уникален, необходимо учитывать его особенности.
Развитие через обучение: наши дни
- Личностно ориентированный подход : учет личностных особенностей ученика, создание комфортной обстановки;
- Системно-деятельностный подход : обучение через деятельность и целостные представления о реальности;
- Комплексное развитие ученика (развитие интеллекта, когнитивных способностей, логического мышления, эмоционально-нравственное развитие, развитие творческих способностей) отражено в планируемых результатах ФГОС;
- Проблемы в развитии могут быть скорректированы.
- Наиболее актуальным развивающее обучение является в начальной школе, но способы организации работы должны переноситься и на дальнейшие этапы обучения.
Теории овладения языком
Как дети овладевают языком?
- Nativist theory : дети осознают мир и вычленяют значение речи и языка. Н. Хомский ( N. Chomsky): мозг обладает механизмом для восприятия языка ( language acquisition device) и естественным путем овладевает структурой языка.
- Social learning theory : дети имитируют речь и речевые модели и обучаются через имитацию;
- Interactionist theory : дети овладевают языком через взаимодействие. Ребенок не научится говорить, если он только слушает (например, смотрит ТВ).
Развитие ребенка на уроке английского языка
- Интеллектуальное развитие. Цель – мобилизация интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности обучения. Способы и средства : задания на выявление закономерностей, связей (включая причинно-следственные и хронологические) и отношений явлений, работа с символами и знаками. Умения анализа, синтеза, обобщения информации лежат в основе гибкости мышления и творчества.
- Развитие происходит с помощью соответствующих заданий, дидактических и ролевых игр. Развитие идет комплексно и способствует формированию целостной картины мира .
Умения анализа. Семантика. HE.ru - 2
Умения анализа. Грамматика. HE.ru-2
Умения анализа. Фонетика. HE.ru-2.
Умения анализа. Чтение и алфавит. HE.ru-2
Умения анализа. Художественный текст. HE.ru-2
Умения анализа. Художественный текст. HE.ru-2
Умения анализа и классификации. Millie-4
Развитие памяти. Enjoy English-2.
Развитие памяти и внимания. HE.ru- 2
Когнитивное развитие. Enjoy English-2
Когнитивное развитие и вероятностное прогнозирование. ЕЕ-2.
Вероятностное прогнозирование. HE.ru-4.
Вероятностное прогнозирование. HE.ru-4.
Умения целеполагания и планирования. ЕЕ-2.
Конкретизация абстрактных понятий. Знаки и символы. ЕЕ-2.
Конкретизация абстрактных понятий. Персонификация. HE.ru - 4 .
Целое и часть. Millie-4.
Ролевые игры. Millie -3
Ролевые игры. HE.ru-4
Развитие ребенка на уроке английского языка
- Эмоциональное развитие . Цель –поддержка памяти и внимания через положительные эмоции от урока. Способы и средства : задания на определение эмоций, объяснение причинно-следственных связей между ситуацией и эмоцией, песни и игры. Этапы развития: 1. развитие опыта эмоционального реагирования на забавную или радостную ситуацию; 2. развитие эмоциональной экспрессии через игры и эмоционально окрашенные речевые ситуации; 3. овладение словесными обозначениями эмоций.
- Эмоциональное развитие способствует повышению мотивации ученика .
Эмоциональное реагирование. ЕЕ-2.
Эмоциональное развитие. HE.ru-2
Эмоциональное развитие. HE.ru-4
Развитие ребенка на уроке английского языка
- Развитие чувственного восприятия ( sensory development) тесно связано с интеллектуальным развитием (синтез информации - восприятие целого по признаку, анализ информации – различение отдельных признаков целого, развитие мелкой моторики), лежит в основе поисковых способов ориентировки. Цель – обеспечить возможность развития детям с различными познавательными стилями и особенностями восприятия. Средства и способы : использование мультисенсорного подхода, использование поделок, физкультминуток и подвижных игр на уроках.
- Развитие чувственного восприятия способствует развитию наглядно-действенного мышления , дифференциации и индивидуализации обучения .
Развитие моторики. HE.ru-2
Элементы мультисенсорного подхода. ЕЕ-3.
Соотнесение части и целого. Millie-2.
Развитие мелкой моторики и мультисенсорный подход. Millie-2.
Мультисенсорный подход. Millie-2.
Мультисенсорный подход. Millie-2.
Развитие ребенка на уроке английского языка
- Развитие творческих способностей . Цель – стимулировать творческие способности, развивать внимание, воображение, наглядно-действенное, наглядно образное и словесно-логическое мышление. Средства и способы : проектная деятельность, ролевые игры, творческие задания.
- Развитие творческих способностей открывает возможности для самовыражения учеников с помощью изучаемого языка с учетом их интересов и возможностей .
Образное восприятие. ЕЕ-2.
Проектные работы. Millie-3.
Проектные работы. ЕЕ-2.
Средства развития учеников в “Enjoy English”
- Избыточность материала в УМК;
- Задания повышенной трудности;
- Творческие задания (проектные работы в конце каждого юнита);
- Проблемные формулировки заданий;
- Личностно-ориентированная парадигма обучения;
- Грамматическое моделирование;
- Задания в электронных учебных пособиях – обучающих компьютерных программах;
- Задания, направленные на развитие интеллекта.
Средства развития учеников в “Happy English.ru”
- Сюжетное построение;
- Образная подача грамматического материала;
- Дидактические игры;
- Сопоставление родного и изучаемого языков, анализ;
- Задания в электронных учебных пособиях – обучающих компьютерных программах;
- Стихи и песни.
Средства развития учеников в “Millie”
- Мультисенсорный подход;
- Творческие задания и игры;
- Личностно-ориентированная парадигма;
- Проектные работы в конце каждого юнита;
- Задания на классификацию и анализ;
- Задания в электронных учебных пособиях – обучающих компьютерных программах.