СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Требования к оформлению методических продуктов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Требования к оформлению методических продуктов"Презентация на тему: "Требования к оформлению методических продуктов"Презентация на тему: "Требования к оформлению методических продуктов"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Требования к оформлению методических продуктов"»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК ЕПК




Диагностика уровня сформированности творческой активности школьников 8-9 лет»





Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Осягина Анжелика Витальевна



Ейск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………….....3

Методика «Склонность к творчеству»….…5

Методика «Твой творческий потенциал»....8

Методика «Твои таланты»……..………….17

Методика «Чувство новизны»………….…21

Методика «Критичность»…….…………...25

Методика «Направленность на творчество»……………………………………….27

Методика «Самооценка творчества»…….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..34



ВВЕДЕНИЕ



Диагностика развития творческой активности младшего школьника до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.

Эффективная диагностика невозможна без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы развития творческой активности личности.

Тестовые методики, несомненно, нужно применять, с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка. Поэтому нами был подобран комплекс диагностик на определение уровня сформированности творческой активности школьников 8-9 лет.

Мы постарались показать разнообразие методик, пригодных для изучения уровня сформированности творческой активности школьников 8-9 лет.



МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?

  2. Задаешь ли ты много вопросов?

  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?


Обработка результатов. Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.


МЕТОДИКА «ТВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Цель: выявить творческий потенциал учащихся.

Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.

Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.

Вопросы


  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:

а) да

б) да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.

  1. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

а) да

б) часто думаете, что не сумеете

в) да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а) да, неизвестное вас привлекает

б) неизвестное вас не интересует

в) все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только, если вам это нравится.

  1. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:

а) да

б) нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

  1. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна

в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которые она обеспечит.

  1. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а) да

б) нет, боитесь сбиться с пути

в) да, но только там, где местность вам понравилась.

  1. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запоминаете только, что вас интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно.

  1. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам еще не все удалось сделать.

  1. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:

За ответ «а» - 3 очка,

За ответ «б» - 1 очка,

За ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.




МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».

Вопросы:

  1. Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?

  2. Меняешь ли ты со временем свои наклонности?

  3. Любишь рисовать абстрактные картины?

  4. Любишь рисовать воображаемые предметы?

  5. Любишь фантастические истории?

  6. Сочиняешь рассказы или стихи?

  7. Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?

  8. Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?

  9. Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?

  10. Боишься темноты?

  11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

  12. Считал ли это слово понятным без объяснения?

  13. Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?

  14. Был ли удачен этот эксперимент?

  15. Использовал ли свои вещи не по назначению?

  16. Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?

  17. В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?

  18. Есть ли у тебя свой собственный мир?

  19. Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?

  20. Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?

  21. Любишь ли читать книжки без иллюстраций?

  22. Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?

  23. Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.









МЕТОДИКА «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ»

Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.

Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).

1. Если бы я строил дом для себя, то:

а) построил бы его по типовому проекту – 0

б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1

в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.

2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:

а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0

б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2

в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.

3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:

а) оригинальную - 2

б) трудную - 1

в) простую – 0

4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:

а) красивое – 1

б) точное – 0

в) необычное – 2.

5. Когда я пишу сочинение, то:

а) подбираю слова как можно проще – 0

б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1

в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.

6. Мне хочется, чтобы на уроках:

а) все работали – 1

б) было весело – 0

в) было много нового – 2.

7. Для меня самое важное в общении:

а) хорошее отношение к товарищам – 0

б) возможность узнать новое («родство души») – 2

в) взаимопомощь – 1.

8. Если бы я был поваром, то:

а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0

б) создавал бы новые блюда – 2

в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.

9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:

а) «Седьмое чувство» - 0

б) «Поле чудес» - 1

в) «Очевидное-невероятное» - 2.

10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:

а) наиболее удобный маршрут – 0

б) неизведанный маршрут – 2

в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.


Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,

  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,

  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.


МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»

Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.

Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:

А) полностью согласен – 0.

Б) не согласен – 2.

В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.

  1. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).

  2. Лицо – зеркало души (М.Горький).

  3. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).

  4. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

  5. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).

  6. Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).

  7. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).

  8. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).

  9. Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).

  10. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).


Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,

  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,

  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.



МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»

Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.

Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.

Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?

  1. а) читать книгу – 0

б) сочинять книгу – 2

в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.

  1. а) выступать в роли актера – 2

б) выступать в роли зрителя – 0

в) выступать в роли критика – 1.

  1. а) рассказывать всем местные новости – 0

б) не пересказывать услышанное – 1

в) прокомментировать то, что услышали – 2.

  1. а) придумывать новые способы выполнения работы – 2

б) работать, используя испытанные приемы – 0

в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.

  1. а) исполнять указания – 0

б) организовывать людей – 2

в) быть помощником руководителя – 1.

  1. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2

б) играть в игры, где можно проявить себя – 1

в) играть в команде – 0

  1. а) смотреть интересные фильмы дома – 1

б) читать книгу – 2

в) проводить время в компании друзей – 0.

  1. а) размышлять, как улучшить мир – 2

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1

в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.

  1. а) петь в хоре – 0

б) петь песню соло или дуэтом – 1

в) петь свою песню – 2.

  1. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0

б) отправиться в путешествие на корабле – 1

в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.

Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.

Можно выделить 3 уровня творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,

  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,

  • высокий – от 1,7 до 2 баллов.



МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»

Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.

Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.

Высказывания:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.

  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.

  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

  6. Мне удается находить причины своих неудач.

  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.

  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

  9. Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

  10. Убедительно могу доказать свою правоту.

  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

  12. У меня часто рождаются интересные идеи.

  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.

  14. Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.

  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.

  16. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.

Уровни творческой активности:

  • низкий – от 0 до 0,7 балла,

  • средний – от 0,8 до 1,6 балла,

высокий – от 1,7 до 2 баллов.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. [Электронный ресурс] / http://www.koob.ru/

  2. [Электронный ресурс] / http://www.psycheya.ru/lib/tez-conf_2003/zn.htm

  3. Электронный журнал «Начальная школа» [Электронный ресурс] / http://n-shkola.ru/

  4. Журнал «Вопросы психологии» [Электронный ресурс] / http://www.voppsy.ru/

© 2018, 471 3