СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы"»

«Нравственное воспитание  младших дошкольников посредством ознакомления  с художественной литературой» Воспитатель: Ильина Е.Е.

«Нравственное воспитание младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой»

Воспитатель: Ильина Е.Е.

   «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,  если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»  В.А. Сухомлинский    Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский

Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.

 Дошкольный возраст  характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.    Духовно- нравственное воспитание   – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека.  Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, родителей, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
  • Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.
  • Духовно- нравственное воспитание   – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека.
  • Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, родителей, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
 С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью чтения художественной литературы .

С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо

показать нравственную и духовную суть каждого поступка.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно

формировать как своим примером, а также с помощью чтения

художественной литературы .

 Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.    Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и

остается с ним на всю жизнь.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказки "Репка" ,"Теремок", "Зимовье зверей" учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.

Сказка

Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Наказ слушаться родителей, старших звучит

в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка".

Трудолюбие в народной сказке "Хаврошечка".

Забота о близких

поощряется в сказке

"Бобовое зернышко».

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви  к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.

Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви

к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Этапы работы с художественной литературой.  Знакомство детей с художественной литературой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям произведений. • Эмоциональное восприятие детьми произведения – пересказ детьми содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами произведения – с целью закрепления содержания. Данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть произведения. •  Художественная деятельность – отношение к герою произведения в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев. • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев произведений способствует умению оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей.

Этапы работы с художественной литературой.

Знакомство детей с художественной литературой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям произведений.

Эмоциональное восприятие детьми произведения – пересказ детьми содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами произведения – с целью закрепления содержания. Данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть произведения.

•  Художественная деятельность – отношение к герою произведения в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев произведений способствует умению оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей.

Образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы осуществляется: 1. В ходе непрерывной образовательной деятельности; 2. В ходе режимных моментов; 3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями; 4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Образовательный процесс

по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы осуществляется:

1. В ходе непрерывной образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В работе выделяю следующие направления: Образовательное направление: занятия, чтение детям, беседы, обсуждение поступков героев и детей. Культурно-познавательное направление: концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках, театрализованная деятельность. Нравственно-трудовое направление : изготовление поделок по сказкам или литературным произведениям.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.

В работе выделяю следующие направления:

  • Образовательное направление: занятия, чтение детям, беседы, обсуждение поступков героев и детей.
  • Культурно-познавательное направление: концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках, театрализованная деятельность.
  • Нравственно-трудовое направление : изготовление поделок по сказкам или литературным произведениям.

Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.

1.Наглядный метод использую во время: чтения произведений устного народного творчества; наблюдений; -показа сказок и других произведений вместе с детьми; -рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; целевых прогулок, экскурсий.

2.Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе: рассказа или беседы с элементами диалога; чтения произведений; заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок; рассказывания произведений устного народного творчества детьми; проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций; загадывания загадок.

3.Практический метод, который использую, когда необходимо: изготовить с детьми наглядные пособия; организовать вечера с родителями; изготовить поделки на выставки; организовать постановку сказок; провести экскурсии различной направленности; нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.

Необходимость подключения семьи к процессу духовно-нравственного воспитания объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья .  В работу с родителями входит: -собрания на духовно- нравственные темы; -лектории; -открытые показы воспитательно - образовательного процесса; -вечера вопросов и ответов; -проведение совместных мероприятий; -анкетирование и тестирование; -индивидуальные и групповые консультации; -наглядные виды работы (информационные стенды, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы); -привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий; -привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики; -выставки совместного творчества.

Необходимость подключения семьи к процессу духовно-нравственного воспитания объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья .

В работу с родителями входит:

-собрания на духовно- нравственные темы;

-лектории;

-открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных мероприятий;

-анкетирование и тестирование;

-индивидуальные и групповые консультации;

-наглядные виды работы (информационные стенды, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);

-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;

-привлечение родителей к подбору

произведений устного

народного творчества определенной тематики;

-выставки совместного творчества.

Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и духовно - нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу. Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и духовно - нравственный опыт детей.

Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.

Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!