«Нравственное воспитание младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой»
Воспитатель: Ильина Е.Е.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое» В.А. Сухомлинский
Образовательная программа дошкольной организации, как и рекомендовано ФГОС, соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Поэтому духовно - нравственное воспитание одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью.
- Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.
- Духовно- нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека.
- Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов, родителей, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
С рождения ребенок нацелен на идеал, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо
показать нравственную и духовную суть каждого поступка.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно
формировать как своим примером, а также с помощью чтения
художественной литературы .
Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы , с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и
остается с ним на всю жизнь.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказки "Репка" ,"Теремок", "Зимовье зверей" учат младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми.
Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Наказ слушаться родителей, старших звучит
в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка".
Трудолюбие в народной сказке "Хаврошечка".
Забота о близких
поощряется в сказке
"Бобовое зернышко».
Духовно – нравственные понятия ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки.
Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви
к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Этапы работы с художественной литературой.
Знакомство детей с художественной литературой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям произведений.
• Эмоциональное восприятие детьми произведения – пересказ детьми содержания, настольный театр, подвижные игры с персонажами произведения – с целью закрепления содержания. Данные формы работы позволяют узнать, как дети поняли суть произведения.
• Художественная деятельность – отношение к герою произведения в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев произведений способствует умению оценивать поступки не только героев, но и окружающих людей.
Образовательный процесс
по духовно-нравственному воспитанию посредством художественной литературы осуществляется:
1. В ходе непрерывной образовательной деятельности;
2. В ходе режимных моментов;
3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми и родителями;
4. При организации самостоятельной детской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств.
В работе выделяю следующие направления:
- Образовательное направление: занятия, чтение детям, беседы, обсуждение поступков героев и детей.
- Культурно-познавательное направление: концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в праздниках, театрализованная деятельность.
- Нравственно-трудовое направление : изготовление поделок по сказкам или литературным произведениям.
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы: наглядный, словесный, практический.
1.Наглядный метод использую во время: чтения произведений устного народного творчества; наблюдений; -показа сказок и других произведений вместе с детьми; -рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; целевых прогулок, экскурсий.
2.Словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе: рассказа или беседы с элементами диалога; чтения произведений; заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок; рассказывания произведений устного народного творчества детьми; проведения разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций; загадывания загадок.
3.Практический метод, который использую, когда необходимо: изготовить с детьми наглядные пособия; организовать вечера с родителями; изготовить поделки на выставки; организовать постановку сказок; провести экскурсии различной направленности; нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
Необходимость подключения семьи к процессу духовно-нравственного воспитания объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья .
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-лектории;
-открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
-наглядные виды работы (информационные стенды, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы);
-привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий;
-привлечение родителей к подбору
произведений устного
народного творчества определенной тематики;
-выставки совместного творчества.
Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и духовно - нравственный опыт детей.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает эмоциональную сферу.
Внутренний мир ребенка придет в гармонию: разовьется умение управлять своими эмоциями и настроением, преодолевать трудности и страхи, передавать с помощью речи различные эмоциональные состояния, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять сочувствие, сопереживание и участие в жизни близких и окружающих.
Спасибо за внимание!