Тема доклада : «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника »
Подготовила
учитель начальных классов
Е. Д. Папуш
Санкт-Петербург
2022 год
Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на отдельные этапы, каждый из которых решает конкретные задачи для формирования уровней развития познавательных, эмоциональных, волевых компонентов.
детство - социализация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни
отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»
юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития
Компоненты педагогической характеристики процесса социализации в начальной школе
В соответствии со ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. ».
Учителям начальной школы необходимо не столько готовить детей к требованиям школы, сколько саму школу приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления.
Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.
Инновации в воспитании способствующие социализации, которые использую для достижения поставленных целей
Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом
которой является создание
реального социального «продукта», имеющего для участников проекта
практическое значение.
Целью социального проектирования - является привлечение внимания
воспитанников к актуальным социальным проблемам местного
сообщества
,
включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по
разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования- формирование социально
-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки
«разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование
полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей
деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов
и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки
командной
работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуации)
– технология, основанная на использовании в учебном
процессе специально смоделированной или реальной
производственной ситуации в целях анализа, выявления
проблем, поиска альтернативных решений, принятия
оптимального решения проблемы.
Кейс ( ситуация) – это соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных факторов и явлений,
размышлений и действий персонажей, характеризующая
определенный период или событие и требующая разрешения
путем анализа и принятия решения.
Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых
.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и
жизненных ситуаций
.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных
решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений
.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет
их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
инновационные воспитательные технологии,
которые лежат в
основе развития новой воспитательной системы
В своей практике я использую такие технологи,как
- коллективное творческое дело
- информационно – коммуникативные (создание сайтов,
банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
- нестандартные технологии (импровизация, дни науки и
культуры, интеллектуальный марафон)
- социальное проектирование
- организационно-деятельностные игры (ОДИ)
- технология исследовательской деятельности
- технология дидактической игры
здоровьесберегающая технология
- личностно- ориентированная технология
- шоу- технологии (организация публичных конкурсов,
соревнований, КВН)
- групповая проблемная работа (разработка проектов)
- диалог «педагог- воспитанник»
- «информационное зеркало» (различные формы настенных
Класс и сценарии социализации младших школьников
Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Встречая первоклассников, я определила для себя:
- эти дети живут здесь и сейчас, поэтому уже сейчас их жизнь должна быть наполнена, радостна и красива
- обращаюсь к социальному опыту детей, к миру детских ценностей и интересов
- Пытаюсь обогатить детскую жизнь культурными достижениями, внести в нее организованное начало
Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.
И, как и любое начало, в первую очередь с учителя. Моя философия заключается в том, что ребенок не пустой сосуд, который мы должны наполнить, и не «чистая доска», как принято считать, а то, что человеческая природа бесконечно многообразна, пластична, внутренне неуловима, а потому незавершенность — едва ли не главная характеристика личностного совершенствования и самого процесса образования, воспитания и социализации. Я признаю за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность выразить себя и искать для этого социально приемлемые средства.
Главные правила нашего класса
Исходя из собственного опыта, твердо убеждена, чтобы создать ребятам
благоприятные условия в классе, который является «микросоциумом»,
необходимо организовать жизнь по правилам. Но, эти правила необходимо
составить вместе.
1 .
Главное правило Хаммурапи «относись к людям так, как хочешь, чтобы
относились к тебе»
2. Каждый имеет право на ошибку
3. Не нарушай, конституционные права других, получать образование
- Больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей
- Правила партнерства: умей слушать других,;не перебивай, выслушай; мы обращаемся друг к другу по именам ;мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать ;делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями ; учись терпению: поссорился – помирись; если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.
Игра – это обособление детей от взрослого социума
Детям в младшем школьном возрасте очень важно играть. Игра – это обособление детей от взрослого социума. это скорее замещение малопонятных и далеких для них областей социальной жизни игрой. «проигрывать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на с воем социальном опыте и здесь тоже устанавливаем правила
- Используй слова Давай дружить
4. Возьмите меня в игру
Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать)
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)
Литература для самообразования
1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая Симфония. М., 2002.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
3. Котова И. Б., Шиянов Е. И. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. М., 2001.
5. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995.
6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
7. Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М., 2001.
8. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.
9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001.