СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социализация ребенка - это одна из задач, которые должен ставить перед собой учитель

Просмотр содержимого документа
«Презентация: «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника»»

Тема доклада : «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника »      Подготовила  учитель начальных классов  Е. Д. Папуш Санкт-Петербург   2022 год

Тема доклада : «Образовательное пространство как фактор социализации младшего школьника »

 

 

Подготовила

учитель начальных классов

Е. Д. Папуш

Санкт-Петербург

 

2022 год

Социализация  — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на отдельные этапы, каждый из которых решает конкретные задачи для формирования уровней развития познавательных, эмоциональных, волевых компонентов. детство  - социализация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни отрочество  - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»  юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на отдельные этапы, каждый из которых решает конкретные задачи для формирования уровней развития познавательных, эмоциональных, волевых компонентов.

детство - социализация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни

отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»

юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития

Компоненты педагогической характеристики процесса социализации  в начальной школе В соответствии со ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. ».  Учителям начальной школы необходимо не столько готовить детей к требованиям школы, сколько саму школу приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Компоненты педагогической характеристики процесса социализации в начальной школе

В соответствии со ФГОС, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования. ».

Учителям начальной школы необходимо не столько готовить детей к требованиям школы, сколько саму школу приспособить к нуждам ребенка и специфике его социального становления.

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

Инновации в воспитании способствующие социализации, которые использую для достижения поставленных целей Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом  которой является создание  реального социального «продукта», имеющего для участников проекта  практическое значение. Целью социального проектирования - является привлечение внимания  воспитанников к актуальным социальным проблемам местного  сообщества , включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся. Основные задачи  социального проектирования- формирование социально -личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки  «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование  полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей  деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки  командной  работы.

Инновации в воспитании способствующие социализации, которые использую для достижения поставленных целей

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом

которой является создание

реального социального «продукта», имеющего для участников проекта

практическое значение.

Целью социального проектирования - является привлечение внимания

воспитанников к актуальным социальным проблемам местного

сообщества

,

включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по

разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования- формирование социально

-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки

«разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование

полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей

деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов

и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки

командной

работы.

 КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ  (метод конкретных ситуации) – технология, основанная на использовании в учебном  процессе специально смоделированной или реальной  производственной ситуации в целях анализа, выявления  проблем, поиска альтернативных решений, принятия  оптимального решения проблемы. Кейс ( ситуация) – это соответствующая реальности  совокупность взаимосвязанных факторов и явлений,  размышлений и действий персонажей, характеризующая  определенный период или событие и требующая разрешения  путем анализа и принятия решения. Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии: 1.   Интеллектуальное развитие обучаемых . 2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и  жизненных ситуаций . 3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных  решений. 4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений . 5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет  их углубления и обнаружения пробелов.  6.   Развитие коммуникативных навыков.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуации)

– технология, основанная на использовании в учебном

процессе специально смоделированной или реальной

производственной ситуации в целях анализа, выявления

проблем, поиска альтернативных решений, принятия

оптимального решения проблемы.

Кейс ( ситуация) – это соответствующая реальности

совокупность взаимосвязанных факторов и явлений,

размышлений и действий персонажей, характеризующая

определенный период или событие и требующая разрешения

путем анализа и принятия решения.

Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых

.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и

жизненных ситуаций

.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных

решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений

.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет

их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

инновационные воспитательные технологии,    которые лежат в   основе развития новой воспитательной системы  В своей практике я использую такие технологи,как коллективное творческое дело информационно – коммуникативные (создание сайтов,  банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека) нестандартные технологии (импровизация, дни науки и  культуры, интеллектуальный марафон) социальное проектирование организационно-деятельностные игры (ОДИ) технология исследовательской деятельности технология проектов технология дидактической игры

инновационные воспитательные технологии,

которые лежат в

основе развития новой воспитательной системы

В своей практике я использую такие технологи,как

  • коллективное творческое дело
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов,

банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)

  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и

культуры, интеллектуальный марафон)

  • социальное проектирование
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ)
  • технология исследовательской деятельности
  • технология проектов
  • технология дидактической игры

здоровьесберегающая технология личностно- ориентированная технология Экологообразовательная кейс – технологии арт-технологии  шоу- технологии (организация публичных конкурсов,  соревнований, КВН) групповая проблемная работа (разработка проектов) диалог «педагог- воспитанник» тренинг общения «информационное зеркало» (различные формы настенных  объявлений, стенды)

здоровьесберегающая технология

  • личностно- ориентированная технология
  • Экологообразовательная
  • кейс – технологии
  • арт-технологии
  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов,

соревнований, КВН)

  • групповая проблемная работа (разработка проектов)
  • диалог «педагог- воспитанник»
  • тренинг общения
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных
  • объявлений, стенды)
 Класс и сценарии социализации младших школьников Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Встречая первоклассников, я определила для себя: эти дети живут здесь и сейчас, поэтому уже сейчас их жизнь должна быть наполнена, радостна и красива - обращаюсь к социальному опыту детей, к миру детских ценностей и интересов - Пытаюсь обогатить детскую жизнь культурными достижениями, внести в нее организованное начало

Класс и сценарии социализации младших школьников

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Встречая первоклассников, я определила для себя:

  • эти дети живут здесь и сейчас, поэтому уже сейчас их жизнь должна быть наполнена, радостна и красива

- обращаюсь к социальному опыту детей, к миру детских ценностей и интересов

- Пытаюсь обогатить детскую жизнь культурными достижениями, внести в нее организованное начало

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. И, как и любое начало, в первую очередь с учителя. Моя философия заключается в том, что ребенок не пустой сосуд, который мы должны наполнить, и не «чистая доска», как принято считать, а то, что человеческая природа бесконечно многообразна, пластична, внутренне неуловима, а потому незавершенность — едва ли не главная характеристика личностного совершенствования и самого процесса образования, воспитания и социализации. Я признаю за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность выразить себя и искать для этого социально приемлемые средства.

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.

И, как и любое начало, в первую очередь с учителя. Моя философия заключается в том, что ребенок не пустой сосуд, который мы должны наполнить, и не «чистая доска», как принято считать, а то, что человеческая природа бесконечно многообразна, пластична, внутренне неуловима, а потому незавершенность — едва ли не главная характеристика личностного совершенствования и самого процесса образования, воспитания и социализации. Я признаю за ребенком право быть самим собой: иметь собственный, прямо не зависимый от процесса обучения социальный опыт, самоопределяться в культуре, обнаруживать свою индивидуальность в среде взрослых и сверстников, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность выразить себя и искать для этого социально приемлемые средства.

Главные правила нашего класса   Исходя из собственного опыта, твердо убеждена, чтобы создать ребятам  благоприятные условия в классе, который является «микросоциумом»,  необходимо организовать жизнь по правилам. Но, эти правила необходимо  составить вместе.  1 .  Главное правило Хаммурапи «относись к людям так, как хочешь, чтобы  относились к тебе» 2. Каждый имеет право на ошибку 3. Не нарушай, конституционные права других, получать образование Больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей Правила партнерства: умей слушать других,;не перебивай, выслушай; мы обращаемся друг к другу по именам ;мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать ;делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями ; учись терпению: поссорился – помирись; если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.

Главные правила нашего класса

Исходя из собственного опыта, твердо убеждена, чтобы создать ребятам

благоприятные условия в классе, который является «микросоциумом»,

необходимо организовать жизнь по правилам. Но, эти правила необходимо

составить вместе.

1 .

Главное правило Хаммурапи «относись к людям так, как хочешь, чтобы

относились к тебе»

2. Каждый имеет право на ошибку

3. Не нарушай, конституционные права других, получать образование

  • Больше улыбайся - от улыбки станет жизнь светлей
  • Правила партнерства: умей слушать других,;не перебивай, выслушай; мы обращаемся друг к другу по именам ;мнение твоего товарища тоже может быть правильным – учись его внимательно слушать ;делай добро, помогай товарищу, делись своими знаниями ; учись терпению: поссорился – помирись; если виноват, учись просить прощение, умей сам прощать.
Игра – это обособление детей от взрослого социума  Детям в младшем школьном возрасте очень важно играть. Игра – это обособление детей от взрослого социума. это скорее замещение малопонятных и далеких для них областей социальной жизни игрой. «проигрывать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на с воем социальном опыте и здесь тоже устанавливаем правила   Не нарушай правил игры  Используй слова Давай дружить  Давай играть вместе 4. Возьмите меня в игру

Игра – это обособление детей от взрослого социума

Детям в младшем школьном возрасте очень важно играть. Игра – это обособление детей от взрослого социума. это скорее замещение малопонятных и далеких для них областей социальной жизни игрой. «проигрывать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на с воем социальном опыте и здесь тоже устанавливаем правила

  • Не нарушай правил игры
  • Используй слова Давай дружить
  • Давай играть вместе

4. Возьмите меня в игру

Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:  умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий); умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали) умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать) умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)

Таким образом, формируются коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали)
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать)
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение)
 Литература для самообразования 1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая Симфония. М., 2002. 2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. 3. Котова И. Б., Шиянов Е. И. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. 4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. М., 2001. 5. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995. 6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. 7. Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М., 2001. 8. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001. 9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. 10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001.

Литература для самообразования

1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая Симфония. М., 2002.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.

3. Котова И. Б., Шиянов Е. И. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

4. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / Пер. с англ. М., 2001.

5. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995.

6. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

7. Темина С. Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М., 2001.

8. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.

9. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.

10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001.