СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: Обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация

Просмотр содержимого документа
«Презентация: Обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста»

Выпускная квалификационная работа Обучение диалогической речи и навыкам  речевого общения детей дошкольного возраста Студентка 6 курса группа «Б»: Шайдурова Татьяна Михайловна Научный руководитель : с т.преподаватель Родикова Светлана Ивановна

Выпускная квалификационная работа

Обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста

Студентка 6 курса группа «Б»:

Шайдурова Татьяна Михайловна

Научный руководитель : с т.преподаватель

Родикова Светлана Ивановна

Актуальность   Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка.    Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений не всегда в полной мере осуществляют речевое общение с детьми как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.

Актуальность

Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений не всегда в полной мере осуществляют речевое общение с детьми как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.

Цель исследования :   создание системы изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста. Объект исследования :   процесс изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста. Предмет исследования:    диалогическая речь и навыки речевого общения детей дошкольного возраста.

Цель исследования :

создание системы изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.

Объект исследования :

процесс изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.

Предмет исследования:

диалогическая речь и навыки речевого общения детей дошкольного возраста.

Гипотеза :   в основу исследования легло предположение о том, что если обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста проводить в форме игр-театрализаций, то оно будет более эффективным в сравнении с традиционными средствами.

Гипотеза :

в основу исследования легло предположение о том, что если обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста проводить в форме игр-театрализаций, то оно будет более эффективным в сравнении с традиционными средствами.

 Задачи:  Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.  Составить методические приемы обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.  Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и проанализировать эффективность их использования.

Задачи:

  • Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
  • Составить методические приемы обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
  • Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и проанализировать эффективность их использования.
 Для реализации поставленных задач была осуществлена экспериментальная работа в МДОУ «Детский сад №24 «Колосок» общеразвивающего вида г.Назарово Красноярского края.  В эксперименте участвовала средняя группа детского сада (23 человека), возраст детей варьирует от 4 до 5 лет.

Для реализации поставленных задач была осуществлена экспериментальная работа в МДОУ «Детский сад №24 «Колосок» общеразвивающего вида г.Назарово Красноярского края.

В эксперименте участвовала средняя группа детского сада (23 человека), возраст детей варьирует от 4 до 5 лет.

Диагностический инструментарий Наблюдение диалогической речи детей в ситуациях общения «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок».  Комплексный метод диагностики речевого развития детей разработанный Ф.Г.Даскаловой

Диагностический инструментарий

  • Наблюдение диалогической речи детей в ситуациях общения «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок».

  • Комплексный метод диагностики речевого развития детей разработанный Ф.Г.Даскаловой
Результаты констатирующего эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента

Качественный анализ речевого развития соответствует требованиям выполнение заданий по  - ассоциативному дополнению существительных, глаголов и прилагательных в предложении,  - умению словесно объяснять определенное действие и его последовательность; незначительные трудности вызвали задания на  - подбор свободных словесных ассоциаций по определенному слову,  - изменения грамматических конструкций, составление предложения по одному определенному слову,  - определение и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения;

Качественный анализ речевого развития

  • соответствует требованиям выполнение заданий по

- ассоциативному дополнению существительных, глаголов и прилагательных в предложении,

- умению словесно объяснять определенное действие и его последовательность;

  • незначительные трудности вызвали задания на

- подбор свободных словесных ассоциаций по определенному слову,

- изменения грамматических конструкций, составление предложения по одному определенному слову,

- определение и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения;

на недостаточном уровне сформированности выявлено  - умение составлять предложения по трем определенным словам,  - ассоциативно дополнять придаточные части в сложном подчиненном предложении и осознании основных языковых элементов (слово, звук, предложение); выявлена группа детей с низким уровнем речевого развития, нуждающихся в целенаправленном развитии речевых навыков – Юля Х., Денис Х., Данил Б., Катя З., Эдик Н., Паша Ф., Артем М., Катя М., Женя П.
  • на недостаточном уровне сформированности выявлено

- умение составлять предложения по трем определенным словам,

- ассоциативно дополнять придаточные части в сложном подчиненном предложении и осознании основных языковых элементов (слово, звук, предложение);

  • выявлена группа детей с низким уровнем речевого развития, нуждающихся в целенаправленном развитии речевых навыков – Юля Х., Денис Х., Данил Б., Катя З., Эдик Н., Паша Ф., Артем М., Катя М., Женя П.
Инсценировка по сказке «Муха - Цокотуха»

Инсценировка по сказке «Муха - Цокотуха»

Сюжетно-ролевая игра «Тили-тили-тили бом! Загорелся кошкин дом!»

Сюжетно-ролевая игра «Тили-тили-тили бом! Загорелся кошкин дом!»

Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит»

Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит»

Парная работа детей в процессе знакомства со сказкой

Парная работа детей в процессе знакомства со сказкой

Обыгрывание потешки «Жили у бабуси два веселых гуся»

Обыгрывание потешки «Жили у бабуси два веселых гуся»

Выбор ролей для инсценировки сказки «Красная шапочка»

Выбор ролей для инсценировки сказки «Красная шапочка»

Занятия-посиделки с родителями в «Сядем рядком, да поговорим ладком» по повышению педагогической грамотности

Занятия-посиделки с родителями в «Сядем рядком, да поговорим ладком» по повышению педагогической грамотности

Совместная прогулка родителей и детей с разыгрыванием театрализованных действий

Совместная прогулка родителей и детей с разыгрыванием театрализованных действий

Результаты контрольного эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Результаты контрольного эксперимента

Сравнительный анализ По результатам наблюдения в ситуациях «Взрослый – ребенок» и «Ребенок – Ребенок» выявлена положительная динамика в совершенствовании навыков ведения диалога:  - свободно общаются со взрослыми и детьми,  - слушать партнера в диалоге,  - понимать эмоциональный настрой собеседника.  Согласно методики Ф.Г.Даскаловой выявлена положительная динамика речевого развития детей экспериментальной группы у 26% воспитанников экспериментальной группы от общего количества детей отмечается переход из низкого уровня речевого развития в нормальный. В контрольной группе динамических тенденций в развитии восприятия не отмечается.

Сравнительный анализ

  • По результатам наблюдения в ситуациях «Взрослый – ребенок» и «Ребенок – Ребенок» выявлена положительная динамика в совершенствовании навыков ведения диалога:

- свободно общаются со взрослыми и детьми,

- слушать партнера в диалоге,

- понимать эмоциональный настрой собеседника.

  • Согласно методики Ф.Г.Даскаловой выявлена положительная динамика речевого развития детей экспериментальной группы у 26% воспитанников экспериментальной группы от общего количества детей отмечается переход из низкого уровня речевого развития в нормальный. В контрольной группе динамических тенденций в развитии восприятия не отмечается.
Заключение   Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, в полном объеме были решены поставленные задачи и достигнута цель экспериментальной работы.   Так как проблему развития диалогического общения можно отнести к одной из серьезных проблем образования, требующей уже не только углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне, считаем, что данная программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности .

Заключение

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, в полном объеме были решены поставленные задачи и достигнута цель экспериментальной работы.

Так как проблему развития диалогического общения можно отнести к одной из серьезных проблем образования, требующей уже не только углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне, считаем, что данная программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности .