Выпускная квалификационная работа
Обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста
Студентка 6 курса группа «Б»:
Шайдурова Татьяна Михайловна
Научный руководитель : с т.преподаватель
Родикова Светлана Ивановна
Актуальность
Развитие коммуникативных способностей дошкольников является важной составной частью культурно-речевого воспитания детей, так как речь выполняет многообразные функции в жизни каждого ребенка.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений не всегда в полной мере осуществляют речевое общение с детьми как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла, многие высказывания взрослого не вызывают ответной реакции ребенка, что препятствует успешному развитию диалогической речи.
Цель исследования :
создание системы изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
Объект исследования :
процесс изучения и обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:
диалогическая речь и навыки речевого общения детей дошкольного возраста.
Гипотеза :
в основу исследования легло предположение о том, что если обучение диалогической речи и навыкам речевого общения детей дошкольного возраста проводить в форме игр-театрализаций, то оно будет более эффективным в сравнении с традиционными средствами.
Задачи:
- Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
- Составить методические приемы обучения диалогической речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста.
- Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и проанализировать эффективность их использования.
Для реализации поставленных задач была осуществлена экспериментальная работа в МДОУ «Детский сад №24 «Колосок» общеразвивающего вида г.Назарово Красноярского края.
В эксперименте участвовала средняя группа детского сада (23 человека), возраст детей варьирует от 4 до 5 лет.
Диагностический инструментарий
- Наблюдение диалогической речи детей в ситуациях общения «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок».
- Комплексный метод диагностики речевого развития детей разработанный Ф.Г.Даскаловой
Результаты констатирующего эксперимента
Качественный анализ речевого развития
- соответствует требованиям выполнение заданий по
- ассоциативному дополнению существительных, глаголов и прилагательных в предложении,
- умению словесно объяснять определенное действие и его последовательность;
- незначительные трудности вызвали задания на
- подбор свободных словесных ассоциаций по определенному слову,
- изменения грамматических конструкций, составление предложения по одному определенному слову,
- определение и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения;
- на недостаточном уровне сформированности выявлено
- умение составлять предложения по трем определенным словам,
- ассоциативно дополнять придаточные части в сложном подчиненном предложении и осознании основных языковых элементов (слово, звук, предложение);
- выявлена группа детей с низким уровнем речевого развития, нуждающихся в целенаправленном развитии речевых навыков – Юля Х., Денис Х., Данил Б., Катя З., Эдик Н., Паша Ф., Артем М., Катя М., Женя П.
Инсценировка по сказке «Муха - Цокотуха»
Сюжетно-ролевая игра «Тили-тили-тили бом! Загорелся кошкин дом!»
Сюжетно-ролевая игра «Добрый доктор Айболит»
Парная работа детей в процессе знакомства со сказкой
Обыгрывание потешки «Жили у бабуси два веселых гуся»
Выбор ролей для инсценировки сказки «Красная шапочка»
Занятия-посиделки с родителями в «Сядем рядком, да поговорим ладком» по повышению педагогической грамотности
Совместная прогулка родителей и детей с разыгрыванием театрализованных действий
Результаты контрольного эксперимента
Результаты контрольного эксперимента
Сравнительный анализ
- По результатам наблюдения в ситуациях «Взрослый – ребенок» и «Ребенок – Ребенок» выявлена положительная динамика в совершенствовании навыков ведения диалога:
- свободно общаются со взрослыми и детьми,
- слушать партнера в диалоге,
- понимать эмоциональный настрой собеседника.
- Согласно методики Ф.Г.Даскаловой выявлена положительная динамика речевого развития детей экспериментальной группы у 26% воспитанников экспериментальной группы от общего количества детей отмечается переход из низкого уровня речевого развития в нормальный. В контрольной группе динамических тенденций в развитии восприятия не отмечается.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу, в полном объеме были решены поставленные задачи и достигнута цель экспериментальной работы.
Так как проблему развития диалогического общения можно отнести к одной из серьезных проблем образования, требующей уже не только углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне, считаем, что данная программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в своей деятельности .