Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
«Мой педагогический опыт»
учитель русского языка и литературы
Ларина Инесса Евгеньевна
О себе
- Образование: высшее, Бийский государственный педагогический институт, 1996 год
- Специальность: учитель русского языка и литературы
- Общий стаж работы: 2 7 лет
- Педагогический стаж: 2 7 лет
- Квалификационная категория: высшая
- Награждена: Почетная грамота Алтайского Краевого Законодательного Собрания
Педагогическое кредо
«Учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе
с ним совершить восхождение»
Проблема
- современные школьники читают
мало и порой с трудом понимают прочитанное;
- без навыка работы с текстом обучающийся не может
справиться с заданиями ВПР,
ОГЭ, ЕГЭ.
Дефициты у обучающихся
- Не сформированы различные типы чтения.
- Нет навыков работы с составными текстами.
- Нет привычки видеть детали.
- Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.
Актуальные на сегодняшний день проблемы:
- Как сформировать и повысить читательскую грамотность обучающихся?
- Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
Главная цель работы –
создание условий для формирования и развития читательской грамотности обучающихся, способных успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе
Методическая тема
«Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения уровня овладения читательской грамотностью»
Пути решения проблемы
- Принцип непрерывности формирования читательской грамотности «всегда, везде, во всём»:
- во времени;
- в пространстве;
- в предметных областях;
- в многообразии текстовых решений.
- Обучающимся может быть предложено следующее задание: «Восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных».
- Текст: Для приготовления овсяного печенья вам понадобится ________ стакан овсяных хлопьев, ________ яйца, ________________ граммов сливочного масла, ________ стакан сахара, ________ стакана муки, ванилин и ________ граммов разрыхлителя.
- Предметная составляющая на уроке русского языка не теряется из виду. При этом урок становится живым, открытым миру современной информационной культуры.
Ключевые педагогические технологии формирования читательской грамотности школьников
- Технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
- Технологии работы в аутентичном информационном потоке.
- Технологии проблемного обучения.
- Технологии проектного обучения
Отличительные черты технологии РКМ:
- надпредметный характер;
- технологичность;
- усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
- сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
- применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.
Приемы
- Фаза вызова: к ластер, мозговой штурм, толстые и тонкие вопросы, ассоциации, верные-неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и др.
- Фаза осмысления: чтение с остановками, чтение с пометками, двухчастный дневник, сводная таблица, бортовой журнал, фишбоун, чтение в паре и др.
- Фаза рефлексии: к ластер, синквейн, верные-неверные утверждения, шесть шляп, дневник читателя и др.
Внеурочная деятельность
Исследовательские проекты, работы
Подготовка к ГИА
Занятия внеурочной деятельности
Исследовательские работы, проекты
Основная цель такого вида деятельности - научить школьников работать самостоятельно, индивидуально, формировать умение переносить новые способы деятельности в любую другую область жизни .
Примеры проектов
- Картинная галерея
- Виртуальный музей писателя
- Аукцион живописи
- Литературная карта
- Книжная полка
Ресурсная база
- Мультимедийное приложения для смартфона «Живые страницы»
- Мультимедийный литературно-просветительский проект «Полка»
Занятия внеурочной деятельности
«Аспекты читательской грамотности»
«Русский в правилах»
«Читаем, решаем, живем»
Открытый банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Формирование читательской грамотности в процессе подготовки к ГИА
- Алгоритмизация деятельности
- Многократное проговаривание и закрепление учебного материала на примерах текста
- Использование несплошных текстов (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- Ведение справочных тетрадей с конспектами правил, представленных в виде схем, таблиц, алгоритмов
- Тематические подборки сплошных текстов
Результаты ГИА
Учебный год
ЕГЭ
2017/2018
ОГЭ
2021/2022
56,67
Успеваемость
Качество
58,76
100
ГВЭ
Успеваемость
44,8
100
Качество
45,83
100
87
100
100
Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет ( с 2017 по 2022)
Учебный год
Русский язык
Успеваемость, %
2016/2017
100
2017/2018
Русский язык
Качество, %
100
Литература
Успеваемость, %
55,3
2018/2019
Литература
Качество, %
100
59
100
2019/2020
100
100
79
59
2020/2021
100
79,3
59,2
100
100
79,6
59,4
80
100
81,4
Результаты диагностической работы по оценке читательской грамотности
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
- Учительский сайт (проект «Инфоурок»)
- http :// nsportal . ru Ларина Инесса Евгеньевна (Социальная сеть педагогических работников)
- Всероссийский журнал «Педагог»
Статья «Типология анализов художественных текстов»
Статья «Диагностика знаний по русскому языку. 6 класс»
- Всероссийский журнал «Познание»
Статья «Игра «Волшебное колесо» (по биографии и творчеству М.Горького)
- Всероссийский Портал Образования
Статья «Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования»
- Портал «Социальная сеть работников образования»
Сборник словарных диктантов 5 класс
Сборник словарных диктантов 6 класс
- Выступления на городском методическом объединении, ШМО, заседаниях педагогического совета,
на конференциях, семинарах
Перспективы профессионального развития
- Педагогический идеал – это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии.
- Эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя — это самообразование.
- Курсы повышения квалификации
- Участие в семинарах, конференциях, Единых методических днях как на уровне образовательной организации, так и на уровне муниципалитета
«Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо»
Колин Тернер
Спасибо за внимание!