СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы»

МБОУ «Тальменская СОШ №5»  СП «Тальменский детский сад №5»  Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Подготовил: воспитатель Лихачева М.С. 2022 г.

МБОУ «Тальменская СОШ №5» СП «Тальменский детский сад №5»

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Подготовил: воспитатель

Лихачева М.С.

2022 г.

Актуальность Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации детей. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Актуальность

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации детей.

Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдаю предпочтение народным играм. Разработала и реализую план работы по самообразованию «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре». Организовала работу с родителями и педагогами ДОУ. Составила картотеку.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдаю предпочтение народным играм.

  • Разработала и реализую план работы по самообразованию «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
  • Организовала работу с родителями и педагогами ДОУ.
  • Составила картотеку.
Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Дают представления о традициях русского народа Формируют нравственные качества личности Способствуют воспитанию волевых качеств личности Русские народные игры  Удовлетворяют Создают потребность детей в эмоционально- двигательной положительную активности основу для развития патриотических чувств

Дают представления о

традициях русского

народа

Формируют

нравственные

качества личности

Способствуют

воспитанию

волевых качеств

личности

Русские народные игры

Удовлетворяют

Создают

потребность детей в

эмоционально-

двигательной

положительную

активности

основу для развития

патриотических

чувств

СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ: 1.  Игровой зачин: речь идет о считалках или жеребьевках. Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на команды. 2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа. —  завязка; —  развитие действия; —  кульминация; —  развязка.

СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:

1.  Игровой зачин: речь идет о считалках или жеребьевках.

Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на команды.

2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа.

—  завязка;

—  развитие действия;

—  кульминация;

—  развязка.

Классификация народных игр: Ловишки Хороводные Бытовые Сезонно – обрядовые Состязательные Игры, отражающие отношение человека к природе

Классификация народных игр:

  • Ловишки
  • Хороводные
  • Бытовые
  • Сезонно – обрядовые
  • Состязательные
  • Игры, отражающие отношение человека к природе

Методика обучения народным подвижным играм.   Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.  В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции. (отсутствие зачинов, закличек…)

Методика обучения народным подвижным играм.

Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции. (отсутствие зачинов, закличек…)

Особенности организации народных подвижных игр   Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При проведении игры должны учитываться количество детей и условия проведения. - При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили. - Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. - В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя. - Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

Особенности организации народных подвижных игр

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При проведении игры должны учитываться количество детей и условия проведения.

- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.

- Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.

- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.

- Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. - Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. - В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка. - Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности. - Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

- Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

- В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

- Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

- Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно: никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре, использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки). создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка, быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом, не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи, участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно:

  • никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре,
  • использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки).
  • создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка,
  • быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом,
  • не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи,
  • участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
ИГРЫ-ЛОВИШКИ

ИГРЫ-ЛОВИШКИ

ИГРЫ-ЛОВИШКИ С ЛЕНТОЧКАМИ

ИГРЫ-ЛОВИШКИ С ЛЕНТОЧКАМИ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

БЫТОВЫЕ ИГРЫ

БЫТОВЫЕ ИГРЫ

СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ

СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ

«ДВА МОРОЗА»

«ДВА МОРОЗА»

«КАРАВАЙ»

«КАРАВАЙ»

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Игры, отражающие отношение человека к природе

Игры, отражающие отношение человека к природе

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

«КАРУСЕЛЬ»

«КАРУСЕЛЬ»

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»

«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»

«РУЧЕЁК»

«РУЧЕЁК»

Результативность  Дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, действуют согласно правилам, знают названия игр, научились отличать народные подвижные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками.

Результативность

Дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, действуют согласно правилам, знают названия игр, научились отличать народные подвижные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками.

. ВЫВОДЫ: Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Благодаря народным подвижным играм, дети приучаются самостоятельно находить выход из любой сложившейся ситуации, быстро принимают решения, осуществляют их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

.

ВЫВОДЫ:

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Благодаря народным подвижным играм, дети приучаются самостоятельно находить выход из любой сложившейся ситуации, быстро принимают решения, осуществляют их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

ИСТОЧНИКИ Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995 Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010 Литвинова.М.Ф. Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003 Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009 https://dohcolonoc.ru/ Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/  Народные игры для дошкольников.

ИСТОЧНИКИ

  • Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995
  • Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010
  • Литвинова.М.Ф. Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003
  • Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009
  • https://dohcolonoc.ru/ Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста.
  • https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.