МБОУ «Тальменская СОШ №5» СП «Тальменский детский сад №5»
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Подготовил: воспитатель
Лихачева М.С.
2022 г.
Актуальность
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации детей.
Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдаю предпочтение народным играм.
- Разработала и реализую план работы по самообразованию «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».
- Организовала работу с родителями и педагогами ДОУ.
- Составила картотеку.
Русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.
Дают представления о
традициях русского
народа
Формируют
нравственные
качества личности
Способствуют
воспитанию
волевых качеств
личности
Русские народные игры
Удовлетворяют
Создают
потребность детей в
эмоционально-
двигательной
положительную
активности
основу для развития
патриотических
чувств
СТРУКТУРА НАРОДНОЙ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ:
1. Игровой зачин: речь идет о считалках или жеребьевках.
Считалка вводит в игру, распределяет роли, самоорганизовывает детей. Жеребьевка применяется в тех играх, где нужно разбиться на команды.
2. Игровые действия: анализ поведения и характера игровых персонажей, прочувствование игрового образа.
— завязка;
— развитие действия;
— кульминация;
— развязка.
Классификация народных игр:
- Игры, отражающие отношение человека к природе
Методика обучения народным подвижным играм.
Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.
В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции. (отсутствие зачинов, закличек…)
Особенности организации народных подвижных игр
Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При проведении игры должны учитываться количество детей и условия проведения.
- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.
- Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.
- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.
- Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
- Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
- В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.
- Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.
- Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре,
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки).
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка,
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом,
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи,
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
ИГРЫ-ЛОВИШКИ
ИГРЫ-ЛОВИШКИ С ЛЕНТОЧКАМИ
ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
БЫТОВЫЕ ИГРЫ
СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ
«ДВА МОРОЗА»
«КАРАВАЙ»
СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игры, отражающие отношение человека к природе
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
«КАРУСЕЛЬ»
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО!»
«РУЧЕЁК»
Результативность
Дети научились использовать народные подвижные игры в самостоятельной деятельности, действуют согласно правилам, знают названия игр, научились отличать народные подвижные игры от других игр, связывать их с народными календарными праздниками.
.
ВЫВОДЫ:
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Благодаря народным подвижным играм, дети приучаются самостоятельно находить выход из любой сложившейся ситуации, быстро принимают решения, осуществляют их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
ИСТОЧНИКИ
- Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман, Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995
- Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010
- Литвинова.М.Ф. Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003
- Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009
- https://dohcolonoc.ru/ Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста.
- https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.