СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: " Анализ стихотворения В. Маяковского " Послушайте!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ стихотворения В.Маяковского " Послушайте!

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: " Анализ стихотворения В. Маяковского " Послушайте!"»

Владимир Маяковский  «Послушайте!»

Владимир Маяковский «Послушайте!»

Послушайте!

Послушайте!

История создания произведения Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Стихотворение «Послушайте!» по жанру является элегией. В произведении есть и черты послания. Маяковский размышляет на вечной проблемой, при этом обращаясь к читателям. Строки стихотворения написаны тоническим стихом. Здесь наблюдается белый стих, некоторые строки рифмуются. Произведение написано в форме монолога-обращения.

История создания произведения

Дата написания лирического стихотворения «Послушайте!» — осень 1914 г. На тот момент в России еще не наступила Октябрьская революция. Тогда Владимир Маяковский был одержим футуристическими концептами, провозглашающими пафос светлой будущности. Он выдвигает на первый план личность познающую. Стихотворение «Послушайте!» по жанру является элегией. В произведении есть и черты послания. Маяковский размышляет на вечной проблемой, при этом обращаясь к читателям. Строки стихотворения написаны тоническим стихом. Здесь наблюдается белый стих, некоторые строки рифмуются. Произведение написано в форме монолога-обращения.

Тема стихотворения Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

Тема стихотворения

Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.

Лирический сюжет Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку», просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно», но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то», кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли». Это оставляет надежду, что крик души героя - «Послушайте!» - не будет гласом вопиющего в пустыне.

Лирический сюжет

Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку», просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить.

Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно», но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то», кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли». Это оставляет надежду, что крик души героя - «Послушайте!» - не будет гласом вопиющего в пустыне.

Композиция Композиция кольцевая: во вступительной части лирический герой задаёт вопрос, а в заключительной части сам же на него и отвечает. В произведении отсутствует разделение на четверостишия. Подобное необычное композиционное построение весьма характерно для футуристов, к которым принадлежал Маяковский. Всю элегию можно воспринимать, как одну развёрнутую метафору, сквозь которую проходит тема человеческого одиночества.

Композиция

Композиция кольцевая: во вступительной части лирический герой задаёт вопрос, а в заключительной части сам же на него и отвечает.

В произведении отсутствует разделение на четверостишия. Подобное необычное композиционное построение весьма характерно для футуристов, к которым принадлежал Маяковский. Всю элегию можно воспринимать, как одну развёрнутую метафору, сквозь которую проходит тема человеческого одиночества.

Образы  В данном произведении автор создал три ключевых образа, позволяющих максимально полно донести до читателей основную идею элегии. Особого внимания заслуживают следующие образы: Образ звезды – центральный. Далёкая звезда становится главной героиней произведения.  Образ лирического героя – центральный. Герой выступает одновременно в двух ипостасях: как герой произведения и как рассказчик.  Образ человеческой жизни – миллионы маленьких далёких звёзд представляются лирическим героем человеческими жизнями.  Образ Бога – лирический герой уверен, именно Господь «зажигает звёзды» на ночном небосводе, но задача человека попросить его об этом.

Образы

В данном произведении автор создал три ключевых образа, позволяющих максимально полно донести до читателей основную идею элегии. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • Образ звезды – центральный. Далёкая звезда становится главной героиней произведения.
  • Образ лирического героя – центральный. Герой выступает одновременно в двух ипостасях: как герой произведения и как рассказчик.
  • Образ человеческой жизни – миллионы маленьких далёких звёзд представляются лирическим героем человеческими жизнями.
  • Образ Бога – лирический герой уверен, именно Господь «зажигает звёзды» на ночном небосводе, но задача человека попросить его об этом.
Лирический герой Человек, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлениям. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего.

Лирический герой

Человек, который любознателен к жизни. Он любит ее и искренне удивляется каждым ее проявлениям. Лирическому герою все интересно, все вокруг имеет ценность для построения красивого и яркого будущего.

Средства художественной выразительности В первую очередь привлекают внимание образы-символы звёзд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского. Автор использует экспрессивную лексику, для того чтобы передать невыносимость жизни без звёзд: врывается, плачет, клянётся.

Средства художественной выразительности

В первую очередь привлекают внимание образы-символы звёзд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный». В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского.

Автор использует экспрессивную лексику, для того чтобы передать невыносимость жизни без звёзд: врывается, плачет, клянётся.

Фонетическая окраска стиха В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд. В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.  Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу. Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия. Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Фонетическая окраска стиха

В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.

В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку. Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.

Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.

Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.

Идея стихотворения   Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами».

Идея стихотворения

  Основная идея стихотворения заключается в том, что в жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить. Встречать каждое утро улыбкой, двигаться к чему-то большему и лучшему, дарить любовь и радость другим – такова жизнь, отмеченная «звездами».

Актуальность стихотворения Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтобы быть кому-то нужным и по возможности помогать людям.  Актуальность данного произведения заключается в том что мы должны помогать людям так как в наше время случаются обстоятельства в которых люди без поддержки со стороны не справятся.

Актуальность стихотворения

Маяковский пытается донести до читателя, что смысл жизни заключается в том, чтобы быть кому-то нужным и по возможности помогать людям. Актуальность данного произведения заключается в том что мы должны помогать людям так как в наше время случаются обстоятельства в которых люди без поддержки со стороны не справятся.

Отзывы критиков Стих “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии.  «Маяковский успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р. Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа».   «Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче… Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем».  (Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание»)  Б. Пастернак

Отзывы критиков

Стих “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии. «Маяковский успел оставить людям свой дар поэта, истратил жизнь, чтобы, по словам Р. Якобсона, «сделать созданную им поэзию сокровищем народа». «Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский — талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче… Поэзию привлекут к поэту две вещи: «Ярость творческой его совести. Чутье неназревшей еще ответственности перед вечностью — его судилищем». (Из статьи «Владимир Маяковский. «Простое как мычание») Б. Пастернак

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!