СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: "Горе от ума", А. С. Грибоедов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Горе от ума", А. С. Грибоедов»

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Пьеса «Горе от ума» От возникновения замысла пьесы (1816) до окончательного ее варианта (1824) прошло восемь лет. При жизни А. С. Грибоедова комедия распространялась только в виде рукописных копий и была напечатана лишь в 1862 г., уже после смерти автора. Первая театральная постановка прошла в 1831 г.

Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)

Пьеса «Горе от ума»

От возникновения замысла пьесы (1816) до окончательного ее варианта (1824) прошло восемь лет. При жизни А. С. Грибоедова комедия распространялась только в виде рукописных копий и была напечатана лишь в 1862 г., уже после смерти автора. Первая театральная постановка прошла в 1831 г.

Содержание Композиция и сюжет Основные образы Идейно-тематическое содержание Художественные средства Жанровое своеобразие

Содержание

Композиция и сюжет

Основные образы

Идейно-тематическое содержание

Художественные средства

Жанровое своеобразие

Композиция и сюжет Экспозиция Знакомство с местом действия домом Фамусова. Читатель узнаёт о любовной связи Софьи и Молчалина и о прошлых чувствах Софьи к Чацкому, уехавшему странствовать по свету, Завязка Появление Чацкого в доме Фамусовых, любовный конфликт осложняется противостоянием обществу. Кульминация Кульминация любовной сюжетной линии окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня расхваливает Молчалина. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает пика на балу. Развязка Заключительный монолог Чацкого. Происходит развязка любовной интриги, но общественный конфликт не решён. Чацкий в меньшинстве и вынужден отступить. Однако он не побеждён, просто его время ещё не пришло. В конце XVIII - начале XIX в России процветала галломания, то есть преклонение перед всем французским, А. С. Грибоедову нравилось слепое следование французской моде, поэтому он задумал высмеять это в пьесе.

Композиция и сюжет

Экспозиция

Знакомство с местом действия домом Фамусова. Читатель узнаёт о любовной связи Софьи и Молчалина и о прошлых чувствах Софьи к Чацкому, уехавшему странствовать по свету,

Завязка

Появление Чацкого в доме Фамусовых, любовный конфликт осложняется противостоянием обществу. Кульминация

Кульминация любовной сюжетной линии окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня расхваливает Молчалина. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает пика на балу.

Развязка

Заключительный монолог Чацкого. Происходит развязка любовной интриги, но общественный конфликт не решён. Чацкий в меньшинстве и вынужден отступить. Однако он не побеждён, просто его время ещё не пришло.

В конце XVIII - начале XIX в России процветала галломания, то есть преклонение перед всем французским, А. С. Грибоедову нравилось слепое следование французской моде, поэтому он задумал высмеять это в пьесе.

Композиция и сюжет Основные конфликты Любовный Социальный Столкновение интересов и взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего». Противоречия ума и сердца, здравомыслящего Чацкого Софья променяла на угодливого Молчалина ради личного счастья; личная проблематика вытекает из общественной. Развитие социального и любовного конфликта идёт параллельно.

Композиция и сюжет

Основные конфликты

Любовный

Социальный

Столкновение интересов и взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего».

Противоречия ума и сердца, здравомыслящего Чацкого Софья променяла на угодливого Молчалина ради личного счастья; личная проблематика вытекает из общественной.

Развитие социального и любовного конфликта идёт параллельно.

Основные образы Характеристика, роль в произведении Образы Изначально фамилия была Чадский (от слова «чад»), то есть герой находится в чаду страсти и борьбы. Умён, честен, смел, независим, но также вспыльчив, бесцеремонен. Вольнолюбив, верен идеалам Просвещения, не боится говорить правду в лицо. Воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодёжи: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Чацкий Умна, смела и решительна, но наивна. Воспитывалась на французских романах. Дитя своего общества, которое загубило в ней многие хорошие Софья

Основные образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Изначально фамилия была Чадский (от слова «чад»), то есть герой находится в чаду страсти и борьбы.
  • Умён, честен, смел, независим, но также вспыльчив, бесцеремонен.
  • Вольнолюбив, верен идеалам Просвещения, не боится говорить правду в лицо.
  • Воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодёжи:
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Чацкий

  • Умна, смела и решительна, но наивна.
  • Воспитывалась на французских романах.
  • Дитя своего общества, которое загубило в ней многие хорошие

Софья

Основные образы Основные Образы Характеристика, роль в произведении Образы Фамилия от лат. fama - «молва»; человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Пользуется служебным положением, льстец, любит бранить слуг. Считает, что образование это чума:… Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Сын своего века, но при этом хороший отец, гостеприимный хозяин и ответственный дядя (вырастил Чацкого). Фамусов «Говорящая» фамилия: за молчанием героя скрывается его лицемерная натура. Девиз героя - «умеренность и аккуратность». Чтобы добиться своего, готов «угождать всем людям без изъятья», ведь «надобно ж зависеть от других». Молчалин

Основные образы

Основные Образы

Характеристика, роль в произведении

Образы

  • Фамилия от лат. fama - «молва»; человек, которого больше всего волнует общественное мнение.
  • Пользуется служебным положением, льстец, любит бранить слуг.
  • Считает, что образование это чума:…
  • Уж коли зло пресечь:
  • Забрать все книги бы да сжечь.
  • Сын своего века, но при этом хороший отец, гостеприимный хозяин и ответственный дядя (вырастил Чацкого).

Фамусов

  • «Говорящая» фамилия: за молчанием героя скрывается его лицемерная натура.
  • Девиз героя - «умеренность и аккуратность».
  • Чтобы добиться своего, готов «угождать всем людям без изъятья», ведь «надобно ж зависеть от других».

Молчалин

Идейно-тематическое содержание Тема: высмеивание пороков светского общества времён крепостного права. Идея: проблема ума. Почему здравомыслящий человек оказывается в оппозиции? Почему его не понимают? Главный герой испытывает горе от своего здравомыслия. Он намного опередил время и подготавливает приход нового. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Можно ли отнести Чацкого к типу «лишнего человека»? Скорее нет (хотя грибоедовский герой вступает, как и «лишние люди», в конфликт с окружающим его несовершенным миром). Если Печорин, Онегин лишь страдают и бездействуют, то в речах Чацкого читается призыв к активным изменениям существующих порядков.

Идейно-тематическое содержание

  • Тема: высмеивание пороков светского общества времён крепостного права.
  • Идея: проблема ума. Почему здравомыслящий человек оказывается в оппозиции? Почему его не понимают? Главный герой испытывает горе от своего здравомыслия. Он намного опередил время и подготавливает приход нового. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда.

Можно ли отнести Чацкого к типу «лишнего человека»? Скорее нет (хотя грибоедовский герой вступает, как и «лишние люди», в конфликт с окружающим его несовершенным миром). Если Печорин, Онегин лишь страдают и бездействуют, то в речах Чацкого читается призыв к активным изменениям существующих порядков.

Художественные средства Многие выражения из пьесы разошлись на цитаты и стали крылатыми: счастливые часов не наблюдают; герой не моего романа (Софья); а судьи кто; свежо предание, а верится с трудом; служить бы рад, прислуживаться тошно; нынче любят бессловесных; блажен, кто верует (Чацкий); минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; грех не беда, молва не хороша (Лизонька); злые языки страшнее пистолета; день за день, нынче, как вчера (Молчалин); с чувством, с толком, с расстановкой; ну как не порадеть родному человечку? (Фамусов); шумим, братец, шумим (Репетилов).

Художественные средства

  • Многие выражения из пьесы разошлись на цитаты и стали крылатыми: счастливые часов не наблюдают; герой не моего романа (Софья); а судьи кто; свежо предание, а верится с трудом; служить бы рад, прислуживаться тошно; нынче любят бессловесных; блажен, кто верует (Чацкий); минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; грех не беда, молва не хороша (Лизонька); злые языки страшнее пистолета; день за день, нынче, как вчера (Молчалин); с чувством, с толком, с расстановкой; ну как не порадеть родному человечку? (Фамусов); шумим, братец, шумим (Репетилов).
Жанровое своеобразие Жанр пьесы сам А. С. Грибоедов определил как комедия. Критики XIX в. называли «Горе от ума» «высокой комедией» по аналогии с «высоким» и «низким» стилем. Современные критики находят черты драмы (развиты драматические элементы, трагический финал). Черты Классицизма, реализма, романтизма в комедии Черты реализма Черты классицизма Единство места и времени (дом Фомусовых в течение одних суток), но нет единства действия - два конфликта ; наличие больших монологов, «говорящих» имён; любовная интрига; традиционные амплуа обманутого отца, недалёкого военного. Проблематика реалий России XIX в.; типизация характеров и обстоятельств; характеры персонажей многогранны, складываются под воздействием условий жизни; полемические, острые диалоги. Черты романтизма Исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах; непонятность героя окружающими, одиночество, максимализм и противостояние.

Жанровое своеобразие

  • Жанр пьесы сам А. С. Грибоедов определил как комедия.
  • Критики XIX в. называли «Горе от ума» «высокой комедией» по аналогии с «высоким» и «низким» стилем.
  • Современные критики находят черты драмы (развиты драматические элементы, трагический финал).

Черты Классицизма, реализма, романтизма в комедии

Черты реализма

Черты классицизма

  • Единство места и времени (дом Фомусовых в течение одних суток), но нет единства действия - два конфликта ;
  • наличие больших монологов, «говорящих» имён;
  • любовная интрига;
  • традиционные амплуа обманутого отца, недалёкого военного.
  • Проблематика реалий России XIX в.;
  • типизация характеров и обстоятельств;
  • характеры персонажей многогранны, складываются под воздействием условий жизни;
  • полемические, острые диалоги.

Черты романтизма

  • Исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах;
  • непонятность героя окружающими, одиночество, максимализм и противостояние.