Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: "Горе от ума", А. С. Грибоедов»
Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
Пьеса «Горе от ума»
От возникновения замысла пьесы (1816) до окончательного ее варианта (1824) прошло восемь лет. При жизни А. С. Грибоедова комедия распространялась только в виде рукописных копий и была напечатана лишь в 1862 г., уже после смерти автора. Первая театральная постановка прошла в 1831 г.
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Художественные средства
Жанровое своеобразие
Композиция и сюжет
Экспозиция
Знакомство с местом действия домом Фамусова. Читатель узнаёт о любовной связи Софьи и Молчалина и о прошлых чувствах Софьи к Чацкому, уехавшему странствовать по свету,
Завязка
Появление Чацкого в доме Фамусовых, любовный конфликт осложняется противостоянием обществу. Кульминация
Кульминация любовной сюжетной линии окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня расхваливает Молчалина. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает пика на балу.
Развязка
Заключительный монолог Чацкого. Происходит развязка любовной интриги, но общественный конфликт не решён. Чацкий в меньшинстве и вынужден отступить. Однако он не побеждён, просто его время ещё не пришло.
В конце XVIII - начале XIX в России процветала галломания, то есть преклонение перед всем французским, А. С. Грибоедову нравилось слепое следование французской моде, поэтому он задумал высмеять это в пьесе.
Композиция и сюжет
Основные конфликты
Любовный
Социальный
Столкновение интересов и взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего».
Противоречия ума и сердца, здравомыслящего Чацкого Софья променяла на угодливого Молчалина ради личного счастья; личная проблематика вытекает из общественной.
Развитие социального и любовного конфликта идёт параллельно.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Изначально фамилия была Чадский (от слова «чад»), то есть герой находится в чаду страсти и борьбы.
- Умён, честен, смел, независим, но также вспыльчив, бесцеремонен.
- Вольнолюбив, верен идеалам Просвещения, не боится говорить правду в лицо.
- Воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодёжи:
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Чацкий
- Умна, смела и решительна, но наивна.
- Воспитывалась на французских романах.
- Дитя своего общества, которое загубило в ней многие хорошие
Софья
Основные образы
Основные Образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Фамилия от лат. fama - «молва»; человек, которого больше всего волнует общественное мнение.
- Пользуется служебным положением, льстец, любит бранить слуг.
- Считает, что образование это чума:…
- Уж коли зло пресечь:
- Забрать все книги бы да сжечь.
- Сын своего века, но при этом хороший отец, гостеприимный хозяин и ответственный дядя (вырастил Чацкого).
Фамусов
- «Говорящая» фамилия: за молчанием героя скрывается его лицемерная натура.
- Девиз героя - «умеренность и аккуратность».
- Чтобы добиться своего, готов «угождать всем людям без изъятья», ведь «надобно ж зависеть от других».
Молчалин
Идейно-тематическое содержание
- Тема: высмеивание пороков светского общества времён крепостного права.
- Идея: проблема ума. Почему здравомыслящий человек оказывается в оппозиции? Почему его не понимают? Главный герой испытывает горе от своего здравомыслия. Он намного опередил время и подготавливает приход нового. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда.
Можно ли отнести Чацкого к типу «лишнего человека»? Скорее нет (хотя грибоедовский герой вступает, как и «лишние люди», в конфликт с окружающим его несовершенным миром). Если Печорин, Онегин лишь страдают и бездействуют, то в речах Чацкого читается призыв к активным изменениям существующих порядков.
Художественные средства
- Многие выражения из пьесы разошлись на цитаты и стали крылатыми: счастливые часов не наблюдают; герой не моего романа (Софья); а судьи кто; свежо предание, а верится с трудом; служить бы рад, прислуживаться тошно; нынче любят бессловесных; блажен, кто верует (Чацкий); минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; грех не беда, молва не хороша (Лизонька); злые языки страшнее пистолета; день за день, нынче, как вчера (Молчалин); с чувством, с толком, с расстановкой; ну как не порадеть родному человечку? (Фамусов); шумим, братец, шумим (Репетилов).
Жанровое своеобразие
- Жанр пьесы сам А. С. Грибоедов определил как комедия.
- Критики XIX в. называли «Горе от ума» «высокой комедией» по аналогии с «высоким» и «низким» стилем.
- Современные критики находят черты драмы (развиты драматические элементы, трагический финал).
Черты Классицизма, реализма, романтизма в комедии
Черты реализма
Черты классицизма
- Единство места и времени (дом Фомусовых в течение одних суток), но нет единства действия - два конфликта ;
- наличие больших монологов, «говорящих» имён;
- любовная интрига;
- традиционные амплуа обманутого отца, недалёкого военного.
- Проблематика реалий России XIX в.;
- типизация характеров и обстоятельств;
- характеры персонажей многогранны, складываются под воздействием условий жизни;
- полемические, острые диалоги.
Черты романтизма
- Исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах;
- непонятность героя окружающими, одиночество, максимализм и противостояние.