Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Роман «Война и мир»
Содержание
Композиция и сюжет
Основные образы
Идейно-тематическое содержание
Жанровое своеобразие
Художественные особенности и средства
Композиция и сюжет
Том 1 (1805 г.)
Часть 1. Описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.
Часть 2. Военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение.
Часть 3. «Мирная» (Пьер Безухов женится на Элен Курагиной) и «военные» главы, завершающиеся поражением русско-австрийской армии в битве с французами под Аустерлицем.
Том 2 (1806-1811 гг.)
Описание личных отношений героев, их переживаний параллельно с важными историческими событиями – Тильзитским миром между Россией и Францией, периодом реформ Сперанского.
Том 3 (1812 г.)
Ключевой том, так как в нём описан кульминационный эпизод не только всего романа, но и русской истории XIX в. - Бородинское сражение. Влияние исторических перемен на судьбы и мировоззрение персонажей романа и всего русского народа.
Том 4 (1812-1813 гг.)
Бегство французов из Москвы, Тарутинская битва, много-численные сцены партизанской войны. Трагические эпизоды(смерть Андрея Болконского и гибель Пети Ростова) переплетены с судьбоносными событиями в жизни персонажей: знакомство Пьера с Платоном Каратаевым, чувства Николая Ростова и Марьи Болконской, встреча Пьера Безухова и Наташи Ростовой.
Эпилог (1820 г.)
Состоит из двух частей. В первой дано описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Во второй рассуждение о значении отдельных исторических личностей в истории народов.
Композиция и сюжет
В романе четыре сюжетные линии – четыре семьи: Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы; 550 действующих лиц
Лагерь «мира»
Лагерь «войны»
Ростовы, Болконские, капитан Тушин, капитан Тимохин, русские солдаты, Платон Каратаев, Багратион, Кутузов.
Вера Ростова, А. П. Шерер, Берг, Александр I .Курагины, Растопчин, Наполеон.
Композиция и сюжет
Проблематика
Судьба народа.
Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины – сохранение семейного очага.
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Не вписывается в светское общество, мечтает о славе, всенародной любви и признании, поэтому едет на войну, его ку-мир - Наполеон.
- В сражении поднимает в атаку отступающие войска как истинный патриот своей Родины, человек чести.
- Первый переломный момент - ранение на поле Аустерлица - помог осознать незначительность Бонапарта и его славы, понять ценность жизни.
- Второй переломный момент - любовь к Наташе Ростовой помог вернуться к полноценной жизни.
- После предательства любимой посвятил свою жизнь Отечеству.
- Перед смертью понимает, что главное в жизни - это любовь всепрощение.
Андрей Болконский
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Наивный, добрый, слабохарактерный и доверчивый (восхищается Наполеоном, женится на Элен).
- Пытается найти себя в масонстве, искренне верит, что принесёт пользу обществу, но братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.
- Воодушевляется патриотическими идеями, на свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения, задумал убить Наполеона.
- Под влиянием Платона Каратаева понимает, что смысл жизни человека - в удовлетворении простых потребностей: «Человек должен быть счастлив».
- Обретает настоящую любовь и семью с Наташей Ростовой.
- Будущий декабрист.
Пьер Безухов
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Жизнерадостная, добрая, эмоциональная.
- Находится в состоянии постоянной влюблённости.
- Близка к народным традициям, любит и чувствует природу.
- Необдуманность поступков героини приводит к ошибкам (увлечение Курагиным, разрыв отношений с Болконским) и духовному кризису.
- Проявляет милосердие, готова к самопожертвованию (ухаживала за больными, уговорила мать отдать раненым под воды и т. д.).
- Нашла счастье в заботах о Пьере и детях, утратила внешнюю красоту, но сохранила природную естественность.
Наташа Ростова
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию.
- Живёт согласно христианской морали: любит всех и прощает всем.
- Способна внутренним чутьём понимать, что происходит с её близкими.
- В романе героине принадлежат основные идеи о войне и мире.
- Заслуженно счастлива с Николаем Ростовым.
Марья Болконская
- Пожилой, пассивный генерал, не навязывающий своего мнения.
- Не позирует перед историей.
- Переживает за главную ценность - жизни солдат.
- В него верит русская армия, солдаты за глаза называют отцом.
Кутузов
Основные образы
Характеристика, роль в произведении
Образы
- Молодой, деятельный, активный.
- Качества героя цинизм, жестокость, полное равнодушие к человеческой жизни, холодный, расчётливый ум, хитрость.
- Цель - завоевать Европу, захватить Россию и покорить весь мир.
- Играет на публику, позирует для потомков, считает, что творит историю.
- Войну представляет в виде игры:
- «Шахматы поставлены, игра начнётся завтра».
- Солдат для него - оружие, которое всегда должно быть готовок бою.
Наполеон
Идейно-тематическое содержание
Темы : война и мир, судьбы народные, нравственные искания героев, смысл жизни, что есть истина и др.
Идея: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Французы побеждены, так как были ослеплены ложной идеей величия. Но автор осуждает не только французов, но и большинство лиц русского дворянства, таивших под маской приличия коварство, легкомыслие и ничтожество. Простота, добро и правда победили в 1812 г. силу, которая была исполнена зла и обмана.
«Мысль семейная»
«Мысль народная»
Идея единения народа. Дух и воля не одного человека, а нации в целом я в-являются движущей силой истории. Единение судьбы всех духовно развивающихся героев романа с судьбой народа.
Семья - смысл жизни. Главные составляющие любой семьи – любовь и уважение друг к другу. В любых трудных ситуациях можно выстоять, если ты силён, а силён ты семьёй.
Жанровое своеобразие
B произведении совмещены элементы как семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романа, так и документальной хроники, мемуаров и т. д. Это позволяет характеризовать «Войну и мир» как роман-эпопею.
Черты романа
Черты эпопеи
Наличие нескольких разветвлённых-сюжетных линий;
- Изображение событий, меняющих ход истории (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар в Москве и др.);
- большая протяжённость во времени (15 лет, 1805 - 1820-е гг.);
- широкий охват пространства (Москва, Петербург, Австрия, Пруссия);
- включение событий общественной и политической жизни (организация тайных обществ, масонство, деятельность Сперанского).
разнообразие человеческих характеров в их развитии;
описание разных слоёв общества (дворянство, крестьяне, армия);
соединение исторических событий в пе-переломную эпоху и судеб отдельных людей;
описание событий совмещается с философскими рассуждениями автора.
Художественные особенности и средства
- Антитеза: военные действия - мирные события; жизнь петербургской аристократии - народная жизнь, поведение солдат на войне.
- Приём сопоставления: образ жизни Ростовых и Балконских; герои Андрей и Пьер; правители Александр I и Наполеон.
- Портретная характеристика героев: выделяется отдельная черта в портрете героя, на неё постоянно обращается внимание (большой рот Наташи, сухость черт князя Андрея, старость и дряхлость Кутузова, жирные ляжки Наполеона).
- «Диалектика души» - детальное изображение духовного развития, изменение внутреннего мира героев, процесс зарождения и формирования мыслей и чувств человека.
- Символика: высокое небо над полем Аустерлица; дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное; Бородинское поле, омытое после кровавой битвы очистительным дождём.