СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по медицинской психологии "Личностные качества медработника. Психология пациента"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для преподавателей психологии и студентов

Просмотр содержимого документа
«Презентация по медицинской психологии "Личностные качества медработника. Психология пациента"»

   ЛЕКЦИЯ № 12:   Личностные качества медсестры и ее основные функции.    Психология пациента.

ЛЕКЦИЯ № 12: Личностные качества медсестры и ее основные функции. Психология пациента.

Вопросы:  1. Черты личности медсестры.  2. Функции медсестры.  3. Психологический контакт медсестры с пациентом.  4. Профессиональные деформации медсестры.  5. Психология пациента.  6. Внутренняя картина болезни.

Вопросы:

1. Черты личности медсестры.

2. Функции медсестры.

3. Психологический контакт медсестры с пациентом.

4. Профессиональные деформации медсестры.

5. Психология пациента.

6. Внутренняя картина болезни.

Личностные  качества медсестры

Личностные качества медсестры

Личностные качества медсестры Медицинские сестры являются активными участниками лечебно-диагностического процесса, выступая в роли первых помощников врача Основная задача медсестры – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью

Личностные качества медсестры

  • Медицинские сестры являются активными участниками лечебно-диагностического процесса, выступая в роли первых помощников врача
  • Основная задача медсестры – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью
Черты личности медсестры

Черты личности медсестры

Черты личности медсестры  Моральные  Эстетические  Интеллектуальные

Черты личности медсестры

  • Моральные
  • Эстетические
  • Интеллектуальные
Черты личности медсестры 1. Моральные: сострадательность, любовь к людям, заботливость самоотверженность, мужество, смелость, решительность коммуникабельность настойчивость, самостоятельность доброжелательность, вежливость, внимательность нежность, ласковость трудолюбие, ответственность, оптимизм честность, законопослушность, принципиальность терпимость, толерантность, чувство собственного достоинства, скромность

Черты личности медсестры

1. Моральные:

  • сострадательность, любовь к людям, заботливость
  • самоотверженность, мужество, смелость, решительность
  • коммуникабельность
  • настойчивость, самостоятельность
  • доброжелательность, вежливость, внимательность
  • нежность, ласковость
  • трудолюбие, ответственность, оптимизм
  • честность, законопослушность, принципиальность
  • терпимость, толерантность,
  • чувство собственного достоинства, скромность
Черты личности медсестры 2. Эстетические:  аккуратность опрятность скромность тяготение к праздничности непримиримость к серости

Черты личности медсестры

2. Эстетические:

  • аккуратность
  • опрятность
  • скромность
  • тяготение к праздничности
  • непримиримость к серости
Черты личности медсестры 3. Интеллектуальные:  эрудированность наблюдательность логичность стремление проникнуть в суть явлений грамотность

Черты личности медсестры

3. Интеллектуальные:

  • эрудированность
  • наблюдательность
  • логичность
  • стремление проникнуть в суть явлений
  • грамотность
Принципы деятельности  медсестры уважать пациента не делать вреда делать добро не наносить вреда себе держать слово быть верной долгу

Принципы деятельности медсестры

  • уважать пациента
  • не делать вреда
  • делать добро
  • не наносить вреда себе
  • держать слово
  • быть верной долгу
Функции медсестры (определяются Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу) осуществление сестринского ухода обучение пациентов и сестринского персонала исполнение сестрой зависимой и независимой роли в составе медработников, обслуживающих пациента развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности

Функции медсестры

(определяются Европейским региональным бюро ВОЗ

по сестринскому делу)

  • осуществление сестринского ухода
  • обучение пациентов и сестринского персонала
  • исполнение сестрой зависимой и независимой роли в составе медработников, обслуживающих пациента
  • развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности
Психологический контакт медсестры с пациентом

Психологический контакт медсестры с пациентом

Психологический контакт медсестры с пациентом  С первых же слов создать впечатление приветливости, участия и готовности помочь Если пациент взволнован или страдает от боли, одышки, необходимо сначала его успокоить, пообещать помочь Нельзя впадать в противоположную крайность – аханья и причитания

Психологический контакт медсестры с пациентом

  • С первых же слов создать впечатление приветливости, участия и готовности помочь
  • Если пациент взволнован или страдает от боли, одышки, необходимо сначала его успокоить, пообещать помочь
  • Нельзя впадать в противоположную крайность – аханья и причитания
Психологический контакт медсестры с пациентом  Нельзя показывать пациенту своей усталости и недомогания Не следует посматривать на часы Вопросы, задаваемые пациенту, всегда должны быть деликатными, ясными и простыми Стараться не делать записи во время беседы, а внимательно слушать пациента и почаще смотреть ему в глаза

Психологический контакт медсестры с пациентом

  • Нельзя показывать пациенту своей усталости и недомогания
  • Не следует посматривать на часы
  • Вопросы, задаваемые пациенту, всегда должны быть деликатными, ясными и простыми
  • Стараться не делать записи во время беседы, а внимательно слушать пациента и почаще смотреть ему в глаза
Психологический контакт медсестры с пациентом  Необходимо уметь грамотно рассказать пациенту о сущности его болезни и применяемых методах лечения Учиться пользоваться словом как сильным лечебным фактором Во избежание дезинформации пациента и его родственников по всем вопросам, касающимся течения и прогнозов заболевания направлять их к лечащему врачу

Психологический контакт медсестры с пациентом

  • Необходимо уметь грамотно рассказать пациенту о сущности его болезни и применяемых методах лечения
  • Учиться пользоваться словом как сильным лечебным фактором
  • Во избежание дезинформации пациента и его родственников по всем вопросам, касающимся течения и прогнозов заболевания направлять их к лечащему врачу
Профессио  нальная деформация медсестры

Профессио нальная деформация медсестры

 Профессиональная деформация медсестры -  это нарушение стиля работы и формы обращения с пациентом

Профессиональная деформация медсестры -

это нарушение стиля работы и формы обращения с пациентом

Основные факторы развития проф.деформации 1. Физическое переутомление:  посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня  выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами

Основные факторы развития проф.деформации

1. Физическое переутомление:

  • посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня

  • выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами

Основные факторы развития проф.деформации  2. Психо-эмоциональные перегрузки:  Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека  Частые ситуации, связанные с проблемами в общении  Профессиональный риск инфицирования

Основные факторы развития проф.деформации

2. Психо-эмоциональные перегрузки:

  • Высокий уровень моральной ответственности за жизнь и здоровье человека

  • Частые ситуации, связанные с проблемами в общении

  • Профессиональный риск инфицирования

Основные факторы развития проф.деформации 3. Особенности психической индивидуальности медсестры   Характер Темперамент Способности и потребности Интересы и убеждения Волевые особенности

Основные факторы развития проф.деформации

3. Особенности психической индивидуальности медсестры

  • Характер
  • Темперамент
  • Способности и потребности
  • Интересы и убеждения
  • Волевые особенности
Основные признаки  проф. деформации:  грубость, раздражительность  равнодушие, холодность  халатность  конфликтность, беспокойство  концентрация только на негативе  дистанцирование от коллег

Основные признаки проф. деформации:

  • грубость, раздражительность
  • равнодушие, холодность
  • халатность
  • конфликтность, беспокойство
  • концентрация только на негативе
  • дистанцирование от коллег

типы медсестер (по И.Харди в книге «Врач, сестра и больной»)  Сестра-рутинер Сестра, «играющая заученную роль» Тип «нервной сестры» Тип сестры с мужеподобной сильной личностью Сестра материнского типа Тип специалиста

типы медсестер

(по И.Харди в книге «Врач, сестра и больной»)

  • Сестра-рутинер
  • Сестра, «играющая заученную роль»
  • Тип «нервной сестры»
  • Тип сестры с мужеподобной сильной личностью
  • Сестра материнского типа
  • Тип специалиста

Профилактика  проф. деформации Соблюдение режима труда и отдыха  Владение методами психической саморегуляции  Соблюдение этико-деонтологических норм и принципов поведения

Профилактика проф. деформации

  • Соблюдение режима труда и отдыха

  • Владение методами психической саморегуляции

  • Соблюдение этико-деонтологических норм и принципов поведения

Психология  пациента

Психология пациента

Психология пациента Пациент в связи с болезнью испытывает физические и психологические трудности, имеет проблемы, может быть подавленным, растерянным, испуганным и даже агрессивным.

Психология пациента

  • Пациент в связи с болезнью испытывает физические и психологические трудности, имеет проблемы, может быть подавленным, растерянным, испуганным и даже агрессивным.

Психология пациента Пациент ждет от медработника совета, утешения, психологической поддержки, консультации или просто испытывает необходимость поделиться с кем-либо своими переживаниями и страхами.

Психология пациента

  • Пациент ждет от медработника совета, утешения, психологической поддержки, консультации или просто испытывает необходимость поделиться с кем-либо своими переживаниями и страхами.

Психология пациента Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, вероисповедания, профессии, социального статуса, состояния здоровья, однако все они имеют право на то, чтобы медработник видел в них личность, заслуживающую внимания, уважения, сострадания и милосердия.

Психология пациента

  • Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, вероисповедания, профессии, социального статуса, состояния здоровья, однако все они имеют право на то, чтобы медработник видел в них личность, заслуживающую внимания, уважения, сострадания и милосердия.

Психология пациента Под влиянием болезни практически все структурные элементы личности изменяются , все воспринимается и оценивается сквозь призму заболевания

Психология пациента

  • Под влиянием болезни практически все структурные элементы личности изменяются , все воспринимается и оценивается сквозь призму заболевания

Психология пациента  Для лучшего понимания состояния пациента и характера его переживаний медработнику необходимо выяснить его внешнюю и внутреннюю картину болезни , отношение к своему заболеванию, к медперсоналу

Психология пациента

Для лучшего понимания состояния пациента и характера его переживаний медработнику необходимо выяснить его внешнюю и внутреннюю картину болезни , отношение к своему заболеванию, к медперсоналу

Внешняя (объективная)  картина болезни -  это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента.   Они наглядны, фиксируются документально и имеют определенную динамику развития в различные периоды заболевания.

Внешняя (объективная) картина болезни -

это совокупность клинических данных, полученных медработником при обследовании пациента.

Они наглядны, фиксируются документально и имеют определенную динамику развития в различные периоды заболевания.

Внутренняя (субъективная)  картина болезни (ВКБ) -  это осознание, целостное представление пациента о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.   На нее влияют личностные характеристики пациента, как врожденные (темперамент, тип высшей нервной деятельности), так и приобретенные (характер, интеллект).

Внутренняя (субъективная) картина болезни (ВКБ) -

это осознание, целостное представление пациента о своем заболевании, его психологическая оценка субъективных проявлений болезни.

На нее влияют личностные характеристики пациента, как врожденные (темперамент, тип высшей нервной деятельности), так и приобретенные (характер, интеллект).

Внутренняя картина болезни (ВКБ)  состоит из нескольких уровней:  1.Чувственный (сенситивный) уровень- комплекс субъективных болезненных ощущений.   Они носят динамический характер, то снижаются, то набирают силу, часто связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

состоит из нескольких уровней:

1.Чувственный (сенситивный) уровень- комплекс субъективных болезненных ощущений.

Они носят динамический характер, то снижаются, то набирают силу, часто связаны с положением тела, приемом пищи, физической нагрузкой и др.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   2. Эмоциональный уровень - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом .   Этот уровень связан с чувственным и зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений болезни. Чем острее ощущения болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

2. Эмоциональный уровень - реагирование, переживание пациентом отдельных симптомов или болезни в целом .

Этот уровень связан с чувственным и зависит от остроты, продолжительности и характера субъективных проявлений болезни. Чем острее ощущения болезни, тем ярче будет ее эмоциональная окраска.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   3. Интеллектуальный уровень - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания .   Этот уровень зависит от общего культурного развития пациента, его интеллекта.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

3. Интеллектуальный уровень - знание о болезни и ее реальная оценка, глубина осознания остроты, тяжести, последствий заболевания .

Этот уровень зависит от общего культурного развития пациента, его интеллекта.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   4. Отношение к болезни и мотивация к возвращению здоровья.    Этот уровень играет важную роль в формировании ВКБ, показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и нашего умения привлечь пациента на свою сторону.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

4. Отношение к болезни и мотивация к возвращению здоровья.

Этот уровень играет важную роль в формировании ВКБ, показывает, что в борьбе с болезнью многое зависит от пациента, от его оценки собственной болезни, выбора путей борьбы с ней и нашего умения привлечь пациента на свою сторону.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   Отношение к болезни бывает:  Адекватное отношение – осознание своего заболевания и признание необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент проявляет активное партнерское участие в обсуждении своего заболевания, в проведении диагностических и лечебных манипуляций .   В формировании адекватного отношения к болезни важная роль принадлежит медработнику, его умению рационально общаться с пациентом.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

Отношение к болезни бывает:

  • Адекватное отношение осознание своего заболевания и признание необходимости принятия мер к восстановлению здоровья. Пациент проявляет активное партнерское участие в обсуждении своего заболевания, в проведении диагностических и лечебных манипуляций .

В формировании адекватного отношения к болезни важная роль принадлежит медработнику, его умению рационально общаться с пациентом.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   Неадекватное отношение к болезни.   Это преимущественно молодые, физически крепкие люди, безучастно относящиеся к своему здоровью или давно и длительно болеющие, погруженные в свои болезненные ощущения, потерявшие веру в возможность выздоровления.   Иногда это интеллектуально ограниченные пациенты.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

  • Неадекватное отношение к болезни.

Это преимущественно молодые, физически крепкие люди, безучастно относящиеся к своему здоровью или давно и длительно болеющие, погруженные в свои болезненные ощущения, потерявшие веру в возможность выздоровления.

Иногда это интеллектуально ограниченные пациенты.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) Типичные варианты неадекватного отношения к болезни:   1. Отрицательное отношение. Пациент не осознает факта болезни, игнорирует лечебные и оздоровительные рекомендации, нарушает предписанный режим, недооценивает факторы риска.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

Типичные варианты

неадекватного отношения к болезни:

1. Отрицательное отношение. Пациент не осознает факта болезни, игнорирует лечебные и оздоровительные рекомендации, нарушает предписанный режим, недооценивает факторы риска.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   2. Пренебрежительное отношение   к серьезности или тяжести своего заболевания грозит быстрым прогрессирова-нием болезни, ухудшением самочувствия, а иногда и развитием необратимых изменений в пораженном органе.   Такие пациенты игнорируют рекомендации и врачебные назначения, нарушают предписанный режим, продолжают курить, принимают алкоголь, допускают психическое и физическое перенапряжение. Они необдуманно вредят своему здоровью, полагаясь на физические силы, молодость, возможность самоисцеления.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

2. Пренебрежительное отношение

к серьезности или тяжести своего заболевания грозит быстрым прогрессирова-нием болезни, ухудшением самочувствия, а иногда и развитием необратимых изменений в пораженном органе.

Такие пациенты игнорируют рекомендации и врачебные назначения, нарушают предписанный режим, продолжают курить, принимают алкоголь, допускают психическое и физическое перенапряжение. Они необдуманно вредят своему здоровью, полагаясь на физические силы, молодость, возможность самоисцеления.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   3. Погружение, уход в болезнь или предболезнь. Такой пациент все свое внимание сосредотачивает на болезненных ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоциональной окраской, обращается за помощью к разным врачам и врачевателям, часто безуспешно.   Такие пациенты не верят в благоприятный  исход заболевания, проявляют  неудовлетворенность работой медиков и  медучреждений. Нередко пишут жалобы в  вышестоящие органы здравоохранения.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

3. Погружение, уход в болезнь или предболезнь. Такой пациент все свое внимание сосредотачивает на болезненных ощущениях, рассказывает о них с определенной эмоциональной окраской, обращается за помощью к разным врачам и врачевателям, часто безуспешно.

Такие пациенты не верят в благоприятный

исход заболевания, проявляют

неудовлетворенность работой медиков и

медучреждений. Нередко пишут жалобы в

вышестоящие органы здравоохранения.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   4. Ипохондрическое отношение  является компетенцией психиатра.  Такой пациент проявляет чрезмерную озабоченность своим здоровьем, у него повышенная мнительность, восприятие любых обычных ощущений как проявлений опасного и тяжелого заболевания.   Он прислушивается к любому отклонению от привычного состояния, фиксирован на болезненных ощущениях, настаивает на дополнительных исследованиях, которые якобы должны раскрыть сущность болезни. Он несамокритичен, уговору не поддается.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

4. Ипохондрическое отношение является компетенцией психиатра.

Такой пациент проявляет чрезмерную озабоченность своим здоровьем, у него повышенная мнительность, восприятие любых обычных ощущений как проявлений опасного и тяжелого заболевания.

Он прислушивается к любому отклонению от привычного состояния, фиксирован на болезненных ощущениях, настаивает на дополнительных исследованиях, которые якобы должны раскрыть сущность болезни. Он несамокритичен, уговору не поддается.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   5. Утилитарное отношение  – пациент пытается извлечь из болезни какие-либо выгоды – материальные или моральные.  Такой пациент без серьезных оснований добивается освобождения от военной службы, перевода в местность с лучшими климатическими условиями, смягчения наказания за совершенное преступление и т.д.   С этой целью он пытается симулировать несуществующее заболевание или придать ему видимость более острого течения.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

5. Утилитарное отношение – пациент пытается извлечь из болезни какие-либо выгоды – материальные или моральные.

Такой пациент без серьезных оснований добивается освобождения от военной службы, перевода в местность с лучшими климатическими условиями, смягчения наказания за совершенное преступление и т.д.

С этой целью он пытается симулировать несуществующее заболевание или придать ему видимость более острого течения.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)   Таким образом, каждый медработник обязан внимательно и всесторонне изучать ВКБ на всех этапах лечебного процессе и на этой основе составлять четкое представление о пациенте, его психическом состоянии, порожденном болезнью.   Знание ВКБ помогает в выработке индивидуальной лечебно-диагностической тактики, установлении деонтологически грамотного общения с пациентом.   В свою очередь это повышает эффективность проводимого лечения, обеспечивает более быстрое выздоровление.

Внутренняя картина болезни (ВКБ)

Таким образом, каждый медработник обязан внимательно и всесторонне изучать ВКБ на всех этапах лечебного процессе и на этой основе составлять четкое представление о пациенте, его психическом состоянии, порожденном болезнью.

Знание ВКБ помогает в выработке индивидуальной лечебно-диагностической тактики, установлении деонтологически грамотного общения с пациентом.

В свою очередь это повышает эффективность проводимого лечения, обеспечивает более быстрое выздоровление.

Благодарю за внимание!   Успехов в учебе!

Благодарю за внимание! Успехов в учебе!