П___Е ___Т___П___Е___И___
и
Н ___К____З____Н___Е
Тема урока:
«Виновен - отвечай».
П.6
Конева Н.П., учитель истории и обществознания
МБОУ «Восяховская СОШ «ОЦ»
Цели и задачи:
Подвести учащихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные преступления; воспитать уважение к нормам поведения, установленным в обществе; объяснить, что законопослушное поведение является нормой для большинства людей.
Планируемые результаты
предметные: научиться объяснять значение понятий законопослушное поведение, противозаконное поведение, преступление, проступок, ответственность несовершеннолетних, характеризовать законопослушное поведение и виды нарушений, объяснять их с опорой на явления социальной действительности; различать разные виды наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе РФ; исследовать версии о целях наказания; давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе;
метапредметные :
1) коммуникативные : развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;
2) регулятивные : определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий;
3 ) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные : формирование ответственности за свое поведение, осознание необходимости соблюдения правовых норм; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Вспомните:
- Что такое порядок?
- Что такое «опричнина»?
- Почему нужно соблюдать законы?
Что такое порядок?
1. Порядок – это абсолютная надежность (Пифагор)
2. Порядок – это правильное устройство (Даль)
Опричнина
- Политика террора (массовые казни, разбои, грабежи, конфискация земельных владений и т.д), проводимая Иваном IV Грозным
в 1565-1572 годы
В. Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный»
С. Ефошкин, "Опричник"
Повторение. Закрепление.
Опричники совершали преступления или проступки?
Что такое проступок?
Что такое преступление?
Правонарушения: преступление и проступок
Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью .
Бывают административные, гражданские и дисциплинарные проступки.
Преступление - это виновное противоправное общественно опасное деяние ( действие или бездействие), наказуемое по УК РФ
Проступки: «Кодекс РФ об административных правонарушениях»
- нецензурная брань в общественных местах
- оскорбительное приставание к гражданам
- нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности и т.д.
- и другое мелкое хулиганство
Проступки: «Гражданский кодекс РФ
- мелкое хулиганство
- вред чужому имуществу
Проступки: «Трудовой кодекс РФ»
- Нарушение дисциплины по месту работы
Преступления:
«Уголовный кодекс РФ»
- против здоровья и жизни
- против чести и достоинства человека
- против прав и свобод
- против собственности
- против общественной безопасности и порядка
Задание: определите преступление или проступок
1. Гражданка С. не вышла на работу в пятницу 26 ноября
2. Школьник И. перешел дорогу в неположенном месте.
3. Гражданин В. избил гражданина Н. у подъезда дома № 2 по ул. Лесной 5.
4. Гражданин М. ворвался в магазин и угрожая пистолетом потребовал деньги.
5. Гражданка А. пообещав знакомым приобрести дорогостоящую бытовую технику, получила денежные средства и скрылась.
6. Гражданин Р. управлял автомобилем в нетрезвом виде
7. Гражданка К., управляя автомобилем, на огромной скорости сбила гражданина Р. на пешеходном переходе
Задание: заполните таблицу
Преступления против
жизни и здоровья
чести и достоинства
собственности
- мошенничество,
- убийство,
- похищение,
- клевета,
- побои,
- кража,
- грабеж,
- оскорбление,
- разбой,
- доведение до самоубийства
- незаконное помещение в психиатрическую больницу
Закон и несовершеннолетние
«Незнание закона не освобождает от ответственности»
(древнеримское правило)
Работа с учебником на стр. 50.
Запомните:
Противозаконное поведение- это такое поведение, которое запрещено законом и причиняет вред людям, всему обществу.
Работа в группах:
Задание группам «Соберите пазлы».
Группа подростков ( 12, 14 и 16 лет ) совершила преступление, а именно:
В нескольких музеях мира были украдены культурные ценности. Определите какие?
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», 1513-1514 гг.
Музей : Галерея старых мастеров, Дрезден
Лео нардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» («Мона Лиза»), 1503 или 1504
Музей : Лувр,
Париж
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-1491гг.
Музей : Эрмитаж,
Санкт- Петербург
Помните:
У головная ответственность в РФ с 16 лет,
а за особо тяжкие преступления:
(за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу , грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие)
– с 14 лет!
Юридические законы – это?
Юридические законы – это правила, которые устанавливает государство
Каким образом государство обеспечивает порядок?
1. Добивается соблюдения действующих законов
2. Наказывает нарушителей
Закрепление: Задание: составьте синквейн с понятиями: «Преступление» «Проступок» «Ответственность»
Синквейн – это состоящее из пяти строк ( от франц. cind - пять )
1 строка: одно ключевое слово , определяющее содержание синквейна ( имя существительное )
2 строка: два прилагательных , характеризующих данное понятие
3 строка : три глагола , обозначающих действие в рамках заданной темы
4 строка : короткое предложение ( фраза, которая показывает отношение к теме), 4 слова
5 строка : синоним ключевого слова ( имя существительное)
Рефлексия:
Продолжите фразы:
Домашнее задание:
- Прочитать § 6 учебника, выучить новые понятия
- По желанию: составить синквейн с понятиями: преступление, проступок