Актуализация знаний по теме «Деятельность и её структура»
Собери предложение
Соотнеси и дополни характеристики
деятельность человека
Поведение животных
- Подчиняется инстинкту, действия изначально запрограммированы
-Способствует удовлетворению потребностей
- Сознательная постановка целей, связанная со способностью
анализировать ситуацию
- Генетическая обусловленность
- Преобразовательный характер
Формируется и развивается в процессе обучения и воспитания
Эмоциональное общение
Предметная деятельность
Интимно-личностное общение
Определение темы учебного занятия
Игра
Учение
Профессиональное и личностное самоопределение
труд
Тема:
Основные виды деятельности, определяющие психическое развитие.
Понятие о ведущей деятельности
Вопросы для изучения:
1. Возникновение разных видов деятельности в филогенезе и онтогенезе.
2. Интеллектуальная и практическая деятельность.
3. Основные виды деятельности
4. Учение Алексея Николаевича Леонтьева о ведущей деятельности
1. Возникновение разных видов деятельности в филогенезе и онтогенезе.
Шарлотта Бюлер выделила пять главных фаз жизненного цикла:
Фаза I продолжается до 15-летнего возраста.
Для нее характерно отсутствие у человека каких-либо точных целей. Ребенок живет настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.
Фаза II, длящаяся с 15 до 20 лет, соответствует отрочеству и юности.
В этот период человек осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.
Фаза III длится с 25 до 40–45 лет и соответствует зрелости вплоть до ее расцвета.
Это самый богатый период жизни. Для него характерна постановка четких и точных целей, позволяющая добиться стабильности на профессиональном поприще и в личной жизни, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.
Фаза IV продолжается с 45 до 65 лет.
Это солидный возраст, когда человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.
Фаза V начинается в преклонном возрасте, в 65–70 лет.
В этот период многие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время, спокойно проживая последние годы жизни.
2. Интеллектуальная и практическая деятельность.
Любая деятельность ориентирована на объект (идеальный или материальный), в соответствии с этим выделяют интеллектуальную и практическую деятельность
Интеллектуальная деятельность – особое свойство и способность человека, специфический вид и форма его жизненной активности, направленное на реанимацию интеллекта человека с целью получения новых знаний и на их основе интеллектуальных ресурсов, товаров и технологий.
Результатом интеллектуальной деятельности является интеллектуальный потенциал, интеллектуальные ресурсы и интеллектуальные товары, технологии и услуги.
Продукт интеллектуальной деятельности – интеллектуальный товар, который удовлетворяет потребность человека или общества, предлагается рынку, имеет цену, следовательно, его можно продать или купить
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Является материально-производственной и социально преобразовательной
3. Основные виды деятельности
Просмотр видеоролика «Виды деятельности»
4. Учение Алексея Николаевича Леонтьева о ведущей деятельности
Рефлексия, метод
«облако слов»