СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме: "Развитие познавательных способностей учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к выступлению на МО "Развитие познавательных способностей учащихся"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме: "Развитие познавательных способностей учащихся"»

Развитие познавательных способностей младших школьников

Развитие познавательных способностей младших школьников

“ Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность ” – Т.И. Шамова.
  • “ Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность ” – Т.И. Шамова.
Познавательные процессы: Внимание Восприятие Наблюдение Воображение Память Мышление

Познавательные процессы:

  • Внимание
  • Восприятие
  • Наблюдение
  • Воображение
  • Память
  • Мышление
Восприятие — это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и фигур, не изображающих ничего конкретного • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого • вычерчивание фигур, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды • выбор пары идентичных фигур • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного предмета • деление фигуры на несколько заданных частей и восстановление заданной фигуры из её частей
  • • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и фигур, не изображающих ничего конкретного
  • • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого
  • • вычерчивание фигур, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды
  • • выбор пары идентичных фигур
  • • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного предмета
  • • деление фигуры на несколько заданных частей и восстановление заданной фигуры из её частей
Найдите  на глаз отрезок, длина которого равна высоте нарисованной ели.

Найдите на глаз отрезок, длина которого равна высоте нарисованной ели.

Из пункта А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км, после чего ехал на запад 10км и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км. Начертите путь велосипедиста.
  • Из пункта А велосипедист проехал 10 км на восток, затем повернул на север и проехал еще 20 км, после чего ехал на запад 10км и на юг 10 км. Наконец опять повернул на восток и проехал 10 км.
  • Начертите путь велосипедиста.
Наблюдение — это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом.   цель  задачи  план

Наблюдение это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, различением, анализом. 

  • цель
  • задачи
  • план
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.   Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, которая называется  внимательностью.

Внимание это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. 

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, которая называется внимательностью.

Игра «Пишущая машинка». Развитие концентрации внимания и его устойчивости.  АПКНОТПРТБЫЛККОЛЛЕГИЖУРОАНИПРБ  ИПЖАОПОЗДРАВЛЯЮУТВНОКДЫЦВЛАПРВ  ПРИЫКБЛНФЖАТОБА НАЧАЛОМТДПВНООТ  ВАЛОНОВОЙПИТОШИРАВОДРУКЖУНЫТРИ  НРОСИНЖДЫЗНИРККБУЩЧЕТВЕРТИПЬЗАСГ КОЛЛЕГИ ПОЗДРАВЛЯЮ НАЧАЛОМ НОВОЙ ЧЕТВЕРТИ
  • Игра «Пишущая машинка».
  • Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

АПКНОТПРТБЫЛККОЛЛЕГИЖУРОАНИПРБ

ИПЖАОПОЗДРАВЛЯЮУТВНОКДЫЦВЛАПРВ

ПРИЫКБЛНФЖАТОБА НАЧАЛОМТДПВНООТ

ВАЛОНОВОЙПИТОШИРАВОДРУКЖУНЫТРИ

НРОСИНЖДЫЗНИРККБУЩЧЕТВЕРТИПЬЗАСГ

КОЛЛЕГИ

ПОЗДРАВЛЯЮ

НАЧАЛОМ

НОВОЙ

ЧЕТВЕРТИ

3. Развитие устойчивости внимания 4. Игра «Кто больше?»   СТОРОНА (СТО, ОСА, НОРА, РОТ, РОСА, РОСТ, РАНО, ТРОС, НОС, РОС, ОНА, ОН.)

3. Развитие устойчивости внимания

4. Игра «Кто больше?»

СТОРОНА

(СТО, ОСА, НОРА, РОТ, РОСА, РОСТ, РАНО, ТРОС, НОС, РОС, ОНА, ОН.)

5. Игра «Кто быстрее составит слово?» О, Д, М В, О, Р, Д Р, О, Д, В, А У, Д, Б С, Д, А Т, Е, Д, И 6. Читай только слова МАР МИР ШОР РАК ТЫ ЛУП СЫН ХОР БЕН ТОН ГОД ТЛО УРА ДЮМ ЗАП ПОЛ КИТ РОТ ТОК

5. Игра «Кто быстрее составит слово?»

О, Д, М В, О, Р, Д Р, О, Д, В, А

У, Д, Б С, Д, А Т, Е, Д, И

6. Читай только слова

МАР МИР ШОР РАК ТЫ ЛУП СЫН

ХОР БЕН ТОН ГОД ТЛО УРА ДЮМ

ЗАП ПОЛ КИТ РОТ ТОК

7. Читай и переставляй слоги  ЛЫЖИ КИРА  МАМА СОСНА МЫШКА НОРА БАНКА ДЫРА

7. Читай и переставляй слоги

ЛЫЖИ КИРА

МАМА СОСНА

МЫШКА НОРА

БАНКА ДЫРА

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали .

Память это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали .

 1. Дети читают с установкой на запоминание 10 одно- и двусложных слов: КНИГА ЛУНА ЗВОН МЁД ВОДА ОКНО ЛЁД ДЕНЬ ГРОМ БРАТ

1. Дети читают с установкой на запоминание 10 одно- и двусложных слов:

КНИГА ЛУНА ЗВОН МЁД ВОДА

ОКНО ЛЁД ДЕНЬ ГРОМ БРАТ

2. «Добавь слово». Учитель: ШАР 1-й ученик – ШАР, ШУБА 2-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ 3-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН 4-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН, ШАГАЕТ

2. «Добавь слово».

  • Учитель: ШАР
  • 1-й ученик – ШАР, ШУБА
  • 2-й ученикШАР, ШУБА, ШАШКИ
  • 3-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН
  • 4-й ученик – ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН, ШАГАЕТ
Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.

 Задачи на смекалку  Задачи шутки  Числовые фигуры  Задачи с геометрическим содержанием  Логические упражнения со словами  Математические игры и фокусы  Кроссворды и ребусы  Комбинаторные задачи
  • Задачи на смекалку
  • Задачи шутки
  • Числовые фигуры
  • Задачи с геометрическим содержанием
  • Логические упражнения со словами
  • Математические игры и фокусы
  • Кроссворды и ребусы
  • Комбинаторные задачи
1. Задачи с естественным рассуждением.   - На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и купцы, которые всегда лгут. Островитянин в присутствии другого островитянина говорит, что по крайней мере один из них лжец. Кто они?  2. Задачи – ловушки.  - Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?  3. Очевидные задачи.  - Мама купила 4 воздушных шара: красные и голубые. Красных шаров больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?  4. Задачи с «внутренним вопросом».  - Переложить 2 спички из числа имеющихся так, чтобы образовалась фигура, состоящая из четырех одинаковых квадратов.  5. Задачи – загадки.  - Если от наибольшего двузначного числа отнять число, записанное двумя восьмерками, а к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получается нужное число.

1. Задачи с естественным рассуждением. - На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и купцы, которые всегда лгут. Островитянин в присутствии другого островитянина говорит, что

по крайней мере один из них лжец. Кто они? 2. Задачи – ловушки. - Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них? 3. Очевидные задачи. - Мама купила 4 воздушных шара: красные и голубые. Красных шаров больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама? 4. Задачи с «внутренним вопросом». - Переложить 2 спички из числа имеющихся так, чтобы образовалась фигура, состоящая из четырех одинаковых квадратов. 5. Задачи – загадки. - Если от наибольшего двузначного числа отнять число, записанное двумя восьмерками, а к полученному числу прибавить наименьшее двузначное число, то как раз получается нужное число.

Грамматическая задача Корь – ь + идол – л + р =? (коридор) Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель) Череп – п + муха = ? (черёмуха)

Грамматическая задача

  • Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
  • Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)
  • Череп – п + муха = ? (черёмуха)
Мозговая гимнастика “ Перекрестные шаги и прыжки” Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

Мозговая гимнастика

Перекрестные шаги и прыжки”

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад.

При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

 “ Ленивые восьмерки”.  Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.  А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

Ленивые восьмерки”. Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

“ Двойной рисунок”.  Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:  - навстречу друг другу;  - вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;  - разводя в разные стороны.

Двойной рисунок”. Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: - навстречу друг другу; - вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот; - разводя в разные стороны.

Критерии развития познавательных способностей самостоятельность мышления,  быстрота и прочность усвоения учебного материала,  быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,  умение отличить существенное от несущественного,  различный уровень аналитико-синтетической деятельности,  критичность ума.

Критерии развития познавательных способностей

  • самостоятельность мышления,
  • быстрота и прочность усвоения учебного материала,
  • быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
  • умение отличить существенное от несущественного,
  • различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
  • критичность ума.
Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!