СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация праздника Белого месяца!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация праздника Белого месяца!»

Сагаалган , или праздник Белого месяца – самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю.
  • Сагаалган , или праздник Белого месяца – самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю.
Название праздника произошло от слов «сагаан» белый, и «сар» месяц. Белый цвет у всех монголоязычных народов почитается особо, это символ доброго начала, благих пожеланий, чистоты, благоразумия.

Название праздника произошло от слов «сагаан» белый, и «сар» месяц. Белый цвет у всех монголоязычных народов почитается особо, это символ доброго начала, благих пожеланий, чистоты, благоразумия.

По лунному календарю года имеют названия животных. Их двенадцать:
  • По лунному календарю года имеют названия животных. Их двенадцать:
Главным угощением новогоднего стола в Бурятии считается молочная пища Һүн (молоко) Сметана (зѳɵхэй) Сушеный творог ( аарул) Домашний сыр (хурууд) Молочные пенки (үрмэд)
  • Главным угощением новогоднего стола в Бурятии считается молочная пища
  • Һүн (молоко)
  • Сметана (зѳɵхэй)
  • Сушеный творог ( аарул)
  • Домашний сыр (хурууд)
  • Молочные пенки (үрмэд)
Угощение гостей – Айлшадые хундэлэлгэ В праздник Белого месяца принято угощать гостей белой молочной пищей. Хозяева дома по традиции в первую очередь приподносят гостям горячий чай. На стол обязательно ставятся молоко, сметана, творог молочные пенки, домашний сыр.
  • Угощение гостей – Айлшадые хундэлэлгэ

В праздник Белого месяца принято угощать гостей белой молочной пищей. Хозяева дома по традиции в первую очередь приподносят гостям горячий чай. На стол обязательно ставятся молоко, сметана, творог молочные пенки, домашний сыр.

Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд О, бурятское гостееприимство! Молочной водкою, архи, Гостей приветливо здесь потчуют. Буряты буузы любят очень, О них слагаются стихи. Пусть в саламате масло плавится, Отведав пальчики оближете А вот баранина,как видите. Чай с молоком потом появится. Все, чем богат цветущий дол, Вобрал в себя бурятский стол.
  • Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд

О, бурятское гостееприимство!

Молочной водкою, архи,

Гостей приветливо здесь потчуют.

Буряты буузы любят очень,

О них слагаются стихи.

Пусть в саламате масло плавится,

Отведав пальчики оближете

А вот баранина,как видите.

Чай с молоком потом появится.

Все, чем богат цветущий дол,

Вобрал в себя бурятский стол.

Встреча гостей – «золголго» Молодые особым образом приветствуют старших- «золгодог». Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки младшего, а младший поддерживает снизу. Это приветствие означает, что старшие могут опереться на молодых, найдут поддержку и уважение с их стороны.
  • Встреча гостей – «золголго»

Молодые особым образом приветствуют старших- «золгодог». Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки младшего, а младший поддерживает снизу. Это приветствие означает, что старшие могут опереться на молодых, найдут поддержку и уважение с их стороны.

Бутуу үдэр Последний день старого года называется «бутуу удэр» . Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых зажигается «зула» лампада именно в день перед Сагаалганом.
  • Бутуу үдэр

Последний день старого года называется «бутуу удэр» . Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых зажигается «зула» лампада именно в день перед Сагаалганом.

В канун Сагаалгана во всех монастырях проводятся предновогодние хуралы, посвященные хранителям Учения- сахюусанам .  В эти дни каждый может пойти в дацан и совершить обряды почитания и благодарения сахюусанам, расстаться с прошлым грузом уходящего года, раскаяться в своих негативных действиях и сделать обряд призывания счастья и удачи в новом году.

В канун Сагаалгана во всех монастырях проводятся предновогодние хуралы, посвященные хранителям Учения- сахюусанам .

В эти дни каждый может пойти в дацан и совершить обряды почитания и благодарения сахюусанам, расстаться с прошлым грузом уходящего года, раскаяться в своих негативных действиях и сделать обряд призывания счастья и удачи в новом году.

Обряд Дугжууба Обряд « Дугжууба », во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» - название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени
  • Обряд Дугжууба

Обряд « Дугжууба », во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» - название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени

Конь ветра удачи (хии морин) В дни Белого мясяца совершается обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» освященное в дацане, привязывают к дереву или помещают на крыше дома, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Конь ветра удачи (хии морин)

В дни Белого мясяца совершается обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» освященное в дацане, привязывают к дереву или помещают на крыше дома, чтобы оно обязательно развевалось на ветру.

Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Бурятский символ Хадак Хадак – это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского радушного отношения, сострадания. Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов. Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения. Зеленый хадак – символ цветущей земли благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых припятствий. Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества. Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности тепла, жизни.
  • Бурятский символ Хадак

Хадак – это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского радушного отношения, сострадания.

Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов.

Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения.

Зеленый хадак – символ цветущей земли благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых припятствий.

Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества.

Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности тепла, жизни.

Бурятский национальный костюм
  • Бурятский национальный костюм
Женская одежда   «Красота женщины спереди, красота дома сзади» Девушки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Поверх верхней одежды, как праздничной, так и обыденной, замужние женщины надевали длинные и короткие безрукавки, так как в присутствии мужчин, в особенности свекра, женщина могла появляться только с покрытой головой и спиной – в шапочке и безрукавке .

Женская одежда

«Красота женщины спереди, красота дома сзади»

Девушки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Поверх верхней одежды, как праздничной, так и обыденной, замужние женщины надевали длинные и короткие безрукавки, так как в присутствии мужчин,

в особенности свекра, женщина могла появляться только с покрытой головой и спиной – в шапочке и безрукавке .

Мужская и женская одежда Одежда может сказать о многом: род занятий; образ жизни; верования; Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта.

Мужская и женская одежда

Одежда может сказать о многом:

  • род занятий;
  • образ жизни;
  • верования;

Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта.

 Верхняя одежда замужних женщин  была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжительницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы,  пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжительницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы,  пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.

Мужской халат  В основном шили из тканей синего цвета, что символизировало цвет неба.  Халат имеет 3 пуговицы: верхняя приносила счастье, средняя- регулировала многочисленность, честь и достоинство, нижняя символизировала плодородие скота, материальный достаток владельца.  Энгэр халата имела 3 цвета: верхняя полоса зеленая ( цветущая земля) Средняя полоса черная (плодородная почва) Нижняя полоса красная (символ огня, очищающего все скверное и грязное).  Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата.

Мужской халат

В основном шили из тканей синего цвета, что символизировало цвет неба.

Халат имеет 3 пуговицы: верхняя приносила счастье, средняя- регулировала многочисленность, честь и достоинство, нижняя символизировала плодородие скота, материальный достаток владельца.

Энгэр халата имела 3 цвета:

верхняя полоса зеленая ( цветущая земля)

Средняя полоса черная (плодородная почва)

Нижняя полоса красная (символ огня, очищающего все скверное и грязное).

Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата.

верхняя средняя нижняя зеленая черная красная

верхняя

средняя

нижняя

зеленая

черная

красная

Шапка наверху завершается дэнзэ- серебряным наверишем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти- символ животворных солнечных лучей . В головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь,солнце, вода и земля. Поэтому шапки нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно.

Шапка наверху завершается дэнзэ- серебряным наверишем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти- символ животворных солнечных лучей .

В головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь,солнце, вода и земля. Поэтому шапки нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно.

В дни праздника широко исполняются народные песни, лучшие исполнители состязаются в песенных турнирах. Старшее поколение помнит танец «ехор»-круговой с пениями
  • В дни праздника широко исполняются народные песни, лучшие исполнители состязаются в песенных турнирах.
  • Старшее поколение помнит танец «ехор»-круговой с пениями
Главный танец бурят - Ехор! Когда в ехоре ребята, Что там иноходь коней, Перед взмахом рук девичьих, Что там крылья лебедей. Каждый круг, что мы проходим, Все азартней, все быстрей. Косы девушек щекочут В пляске спины парней .
  • Главный танец бурят - Ехор!

Когда в ехоре ребята,

Что там иноходь коней,

Перед взмахом рук девичьих,

Что там крылья лебедей.

Каждый круг, что мы проходим,

Все азартней, все быстрей.

Косы девушек щекочут

В пляске спины парней .

Пословицы –Онь h он үгэнүүд •  Из дерева уголь выходит, от плохого дурное исходит. •  Глупый обжора полку караулит, умный чревоугодник очаг стережет •  Мглистое небо – на день, человеческая зависть – навсегда. •  Пестрота змеи – снаружи, коварство человека внутри. •  Услышанное ушами ближе ко лжи. Увиденное глазами скорее правда. •  Кто о еде и сне в мечтах, тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, тому богатым стать. •  Чашка чаю – угощения начало, буква «А» - учения пролог. •  Одним поленом костер не разжечь, одинокому семью не иметь. •  У доброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало •  У честного человека друзей много, у сироты начальников немало.

Пословицы –Онь h он үгэнүүд

• Из дерева уголь выходит, от плохого дурное исходит.

• Глупый обжора полку караулит, умный чревоугодник очаг стережет

• Мглистое небо – на день, человеческая зависть – навсегда.

• Пестрота змеи – снаружи, коварство человека внутри.

• Услышанное ушами ближе ко лжи. Увиденное глазами скорее правда.

• Кто о еде и сне в мечтах, тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, тому богатым стать.

• Чашка чаю – угощения начало, буква «А» - учения пролог.

• Одним поленом костер не разжечь, одинокому семью не иметь.

• У доброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало

• У честного человека друзей много, у сироты начальников немало.

Дахин уулзатараа баяртай!

Дахин уулзатараа баяртай!