- Сагаалган , или праздник Белого месяца – самый важный праздник монголоязычных народов, который приурочивается к началу Нового года по лунному календарю.
Название праздника произошло от слов «сагаан» белый, и «сар» месяц. Белый цвет у всех монголоязычных народов почитается особо, это символ доброго начала, благих пожеланий, чистоты, благоразумия.
- По лунному календарю года имеют названия животных. Их двенадцать:
- Главным угощением новогоднего стола в Бурятии считается молочная пища
- Һүн (молоко)
- Сметана (зѳɵхэй)
- Сушеный творог ( аарул)
- Домашний сыр (хурууд)
- Молочные пенки (үрмэд)
- Угощение гостей – Айлшадые хундэлэлгэ
В праздник Белого месяца принято угощать гостей белой молочной пищей. Хозяева дома по традиции в первую очередь приподносят гостям горячий чай. На стол обязательно ставятся молоко, сметана, творог молочные пенки, домашний сыр.
- Одним из важных элементов Сагаалгана является приготовление национальных блюд
О, бурятское гостееприимство!
Молочной водкою, архи,
Гостей приветливо здесь потчуют.
Буряты буузы любят очень,
О них слагаются стихи.
Пусть в саламате масло плавится,
Отведав пальчики оближете
А вот баранина,как видите.
Чай с молоком потом появится.
Все, чем богат цветущий дол,
Вобрал в себя бурятский стол.
- Встреча гостей – «золголго»
Молодые особым образом приветствуют старших- «золгодог». Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки младшего, а младший поддерживает снизу. Это приветствие означает, что старшие могут опереться на молодых, найдут поддержку и уважение с их стороны.
Последний день старого года называется «бутуу удэр» . Накануне нужно чисто убрать свой дом, наготовить как можно больше еды и вывесить на стены изображение почитаемых в семье божеств, перед каждым из которых зажигается «зула» лампада именно в день перед Сагаалганом.
В канун Сагаалгана во всех монастырях проводятся предновогодние хуралы, посвященные хранителям Учения- сахюусанам .
В эти дни каждый может пойти в дацан и совершить обряды почитания и благодарения сахюусанам, расстаться с прошлым грузом уходящего года, раскаяться в своих негативных действиях и сделать обряд призывания счастья и удачи в новом году.
Обряд « Дугжууба », во время которого проводится специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого, для того, чтобы в новом году человек имел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие. Накануне праздника, люди обтирались кусочком теста, затем лепили из него фигурку человечка, как бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды. Люди приносили эти фигурки в будущий костёр. После молебна лама зажигал костер, а люди просили, чтобы с огнём ушло, сгорело всё плохое. Разжигание костра – обязательный ритуал «Дугжууба» или ещё по-другому он называется «Соор залаха». «Соор» - название необычного треугольника пирамидального сооружения, украшенного языками пламени
Конь ветра удачи (хии морин)
В дни Белого мясяца совершается обряд запуска «коней ветра удачи». «Конь ветра удачи – это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» освященное в дацане, привязывают к дереву или помещают на крыше дома, чтобы оно обязательно развевалось на ветру.
Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Хадак – это символ гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского радушного отношения, сострадания.
Белый хадак – символ чистоты, чистых помыслов.
Синий хадак – символ гармонии, согласия и спокойствия, воплощение доброты, верности, бесконечности, расположения.
Зеленый хадак – символ цветущей земли благой активности, плодородия, пробуждения и устранения любых припятствий.
Красный хадак – символ сохранности и безопасности, он также притягивает благие качества.
Желтый хадак – символ плодородия, умножения и достатка, постоянства и неизменности тепла, жизни.
- Бурятский национальный костюм
Женская одежда
«Красота женщины спереди, красота дома сзади»
Девушки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.
Поверх верхней одежды, как праздничной, так и обыденной, замужние женщины надевали длинные и короткие безрукавки, так как в присутствии мужчин,
в особенности свекра, женщина могла появляться только с покрытой головой и спиной – в шапочке и безрукавке .
Мужская и женская одежда
Одежда может сказать о многом:
- род занятий;
- образ жизни;
- верования;
Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта.
Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжительницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов.
Мужской халат
В основном шили из тканей синего цвета, что символизировало цвет неба.
Халат имеет 3 пуговицы: верхняя приносила счастье, средняя- регулировала многочисленность, честь и достоинство, нижняя символизировала плодородие скота, материальный достаток владельца.
Энгэр халата имела 3 цвета:
верхняя полоса зеленая ( цветущая земля)
Средняя полоса черная (плодородная почва)
Нижняя полоса красная (символ огня, очищающего все скверное и грязное).
Детская одежда что для девочек, что для мальчиков была одинаковой и повторяла крой мужского халата.
верхняя
средняя
нижняя
зеленая
черная
красная
Шапка наверху завершается дэнзэ- серебряным наверишем полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти- символ животворных солнечных лучей .
В головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь,солнце, вода и земля. Поэтому шапки нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно.
- В дни праздника широко исполняются народные песни, лучшие исполнители состязаются в песенных турнирах.
- Старшее поколение помнит танец «ехор»-круговой с пениями
- Главный танец бурят - Ехор!
Когда в ехоре ребята,
Что там иноходь коней,
Перед взмахом рук девичьих,
Что там крылья лебедей.
Каждый круг, что мы проходим,
Все азартней, все быстрей.
Косы девушек щекочут
В пляске спины парней .
Пословицы –Онь h он үгэнүүд
• Из дерева уголь выходит, от плохого дурное исходит.
• Глупый обжора полку караулит, умный чревоугодник очаг стережет
• Мглистое небо – на день, человеческая зависть – навсегда.
• Пестрота змеи – снаружи, коварство человека внутри.
• Услышанное ушами ближе ко лжи. Увиденное глазами скорее правда.
• Кто о еде и сне в мечтах, тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, тому богатым стать.
• Чашка чаю – угощения начало, буква «А» - учения пролог.
• Одним поленом костер не разжечь, одинокому семью не иметь.
• У доброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало
• У честного человека друзей много, у сироты начальников немало.
Дахин уулзатараа баяртай!