Презентация программ учебных предметов адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями )
Подготовила: Степченкова Елена Александровна учитель ГБУ КО «Школа-интернат №7»
Рабочая программа учителя
- Нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности класса.
14 основных структурных элементов рабочей программы учителя:
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
- Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР).
- Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы развития.
- Организация образовательного процесса.
- Планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2)
14 основных структурных элементов рабочей программы учителя:
- Программа сотрудничества с семьей обучающегося.
- Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения учебного предмета.
- Формирование базовых учебных действий (БУД).
- Учебный план.
- Содержание программы.
- Тематическое планирование.
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы
Титульный лист содержит:
- наименование общеобразовательного учреждения;
- грифы рассмотрения и утверждения рабочей программы;
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание класса, на которой изучается программа;
- фамилию, имя, отчество учителя, составителя рабочей программы;
- год составления программы.
Пояснительная записка
Назначение пояснительной записки:
- краткое описание на основании какого документа была составлена данная рабочая программа и для какой категории детей она предназначена;
- нормативно - правовая база;
- цели реализации программы.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
- Краткая характеристика обучающихся, отражающая особенности развития, внимания, памяти, речи, мышления, координации и выраженные особенности поведения детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ, ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР).
Особые образовательные потребности это:
- содержание образования; создание специальных методов и средств обучения; особая организация обучения; определение границ образовательного пространства; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
- содержание образования; создание специальных методов и средств обучения; особая организация обучения; определение границ образовательного пространства; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
- содержание образования; создание специальных методов и средств обучения; особая организация обучения; определение границ образовательного пространства; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
- содержание образования; создание специальных методов и средств обучения; особая организация обучения; определение границ образовательного пространства; определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
- содержание образования;
- создание специальных методов и средств обучения;
- особая организация обучения;
- определение границ образовательного пространства;
- определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОГРАММЫ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
- Подходы дифференцированный и деятельностный.
- Принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьёй.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс направлен на формирование знаний о предмете .
- Цель обучения по предмету.
- Основные разделы рабочей программы по предмету.
- Образовательные задачи по предмету.
- Форма организации учебного предмета.
- Схема контроля за усвоением предмета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП (вариант 2) УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Ожидаемые личностные и возможные предметные результаты по предмету .
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи .
Программа сотрудничества с семьей направлена на:
- психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
- повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в разработке и реализации содержания программы;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
- организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы курса и результатах его освоения;
- организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.
- Программа предмета « » включает следующие формы сотрудничества с семьей:
- индивидуальные консультации (по запросу родителей);
- тематические консультации по разделам и темам занятий (по запросу родителей);
- открытые занятия (1 раз в четверть);
- письменные рекомендации (по необходимости).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике, насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяе т.
Результаты освоения предмета фиксируются в развернутой характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций. В конце учебного года характеристика представляется членам экспертной группы.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы являются:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
- выполнение инструкции учителя;
- использование по назначению учебных материалов;
- выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
Учебно-тематический план
- Отражает последовательность изучения разделов и тем программы.
- Показывает распределение учебных часов по разделам и темам.
- Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (учебный год).
- Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.
Содержание программы
- Включает содержание основных названий разделов и тем.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «МАТЕМАТИКА»
- количественные представления;
- представления о величине;
- представления о форме;
- пространственные представления;
- временные представления .
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ДОМОВОДСТВО» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- «Обращение с кухонным инвентарем»;
- «Уборка помещений и территории»;
- «Уход за вещами»;
- «Покупки».
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЛЕПКА, РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ИСКУССТВО »
(красками, цветными карандашами);
(из цветной бумаги, комбинированные из разных материалов);
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Растительный мир
- Животный мир
- Объекты природы
- Временные представления
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Школа
- Дом
- Мебель
- Продукты питания
- Город
- Профессии
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
- « Коммуникация»: Коммуникация с использованием вербальных средств; Коммуникация с использованием невербальных средств.
- «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» : Импрессивная речь.
- «Чтение и письмо»: Глобальное чтение; Предпосылки к осмысленному чтению и письму; Начальные навыки чтения и письма.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЧЕЛОВЕК» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
- Представления о себе.
- Гигиена тела.
- Обращение с одеждой и обувью.
- Туалет.
- Прием пищи.
- Семья.
Тематическое планирование
- Номер урока.
- Наименование раздела и тем уроков.
- Количество часов на урок.
- Цели и элементы содержания урока.
- Возможные результаты усвоения предмета (узнать, представлять, повторять, называть, показывать).
- Оборудование, дидактический материал, ТСО и ИТ (рабочие тетради, презентации, развивающие игры, обучающие и развивающие видеоролики, чтение книг, наборы сюжетных картинок).
Учебно-методические средства обучения
включают :
- учебные пособия, сюжетные картинки, фотографии, видеоматериалы, презентации);
- рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов;
- обучающие компьютерные программы;
-цифровые образовательные ресурсы.
Список литературы
включает :
- учебники и учебные пособия для коррекционных школ VIII вида;
- дополнительную литературу;
- образовательные электронные ресурсы.
Всем удачи.