Педагог - психолог
МБОУ «СОШ No24»
Нехай М.Д.
1.Изучаются:
- нравственные ориентиры личности,
- воспитательный потенциал семьи и коллектива,
- выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
2.Определяются:
- причины трудновоспитуемости,
- воспитательные возможности среды и способы перевоспитания,
- включения самого подростка в процесс ресоциализации.
- Составление диагностической карты класса.
- Проведение анкеты «Выявление трудновоспитуемых детей в классе».
- Установление характера педагогической запущенности, отношения к учёбе пр. («Изучение личности воспитанника»).
- Определение типологии семьи (см. методический комплект по работе с «трудными» семьями.
- Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений (психолог).
В этом возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания.
Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.
Отсюда – неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.
1. Выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе.
2. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение взаимоотношений с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
3. Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо».
4. Создавать «ситуацию успеха», вовлекать интересующую ребёнка деятельность (игру, труд, учёбу, досуг).
5. Обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребёнок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».
1. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют.
Так возникают недостатки поведения : грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты с окружаю.
2. Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.
Необходимо подчёркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно подобрать поручения в классе с учётом интереса ребёнка и сообщества сверстников.
Подростковая лень – особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчёркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность. Необходимо помочь подобрать ребёнку интересное дело, сосредоточиться на нём, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений – вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.
Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности.
Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей ещё нет.
Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребёнка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.
Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Главное условие для этого – высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребёнку.
Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения,
нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство.
Для большего диапазона личностных качеств между « Я - положительный» и «Я – отрицательный» эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех.
При наличии отрицательной «Я – концепции» абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния ребёнка.
При отягощении трудности (ожесточение) должны быть проявлены сострадание, прощение, помощь .
- Выявление педагогически запущенных детей (индивидуальная работа с «трудными»).
- Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.
- Встречи с инспекторами ОДН.
- Правовое просвещение «трудных» подростков.
- Тренинги поведения в семье и среди сверстников.
- Родительские собрания, семинары, индивидуальные и групповые консультации.
- Штаб всеобуча, Совет руководства.
- Организация досуга «трудных» детей.
- Организация психолого - педагогической помощи.
- Изучение положения подростка в коллективе (психолог).
1. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
- раскрыть его возможности, умения;
- убедить в необходимости предстоящей работы;
- раскрыть перспективы его усилий;
- определить содержание конкретных видов труда.
2. Активизация волевой установки:
- глубокая мотивировка целей;
- разработка правил повседневного эффективного труда.
3. Одобрение первых успехов в деятельности:
- некоторое завышение оценки положительных результатов деятельности подростка;
- ситуация успеха.
4. Оберегание самолюбия:
- Подготовка специальных заданий;
- Отдельное опрашивание;
- Сообщение классу только положительных результатов его работы.
5. Подчёркивание неизбежности выполнения задания:
- Точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
- Сочетание требовательности и доверия.
6. Предупреждение ошибок, путём стимулирования самоконтроля:
- Помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их.
7. Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
- Перестройка мотива;
- Побуждение выполнить задание тотчас же (доброжелательная индивидуальная беседа, похвала, помощь, ориентация на положительный опыт и др.).
В процессе контроля за подготовкой учащихся рекомендуется:
- создание атмосферы доброжелательности при опросе ученика;
- снижение темпа опроса, разрешение больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи;
- дать ученику примерный план ответа , наводящие контрольные вопросы, помогающие последовательно излагать знания;
- дать наглядные пособия , схемы, планы, помогающие изложить суть вопроса и явления, понятия, закона и т.д.;
- стимулировать оценкой , подбадриванием, записью в дневнике
При изложении нового материала рекомендуется:
- возбудить интерес к усвоению темы ( приведение аналогии, показ применения изученного материала в жизни);
- более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания им учебного материала. Привлечение сильных учащихся для разъяснения в случае затруднений;
- привлечение слабоуспевающих в качестве помощников при показе опытов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала, облегчающих переход от наглядно- образного мышления к понятийно-абстрактному;
- привлечение слабоуспевающих к высказыванию предположений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказываниям сильных учеников.
В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется:
- Дать на начальной стадии ряд заданий, более простых , менее вариантных, аналогичных ранее выполненным;
- Разбивка задания на разные этапы , выделение в сложных заданиях более простых и т.д.;
- Указание на аналогичное задание , выполненное ранее;
- Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, формулу, закон, правило, определение;
- Указание приёма или способа выполнения задания;
- Ссылка на правило , свойство и пример, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;
- Инструктирование о более рациональных путях выполнения заданий, требованиях к выполнению работы;
- Стимулирование самостоятельных действий, указание на успехи;
- Более тщательный контроль за деятельностью слабоуспевающих, указание на ошибки, проверка их исправления.
При организации самостоятельной работы вне класса рекомендуется:
- Выбор более рациональной системы упражнений;
- Более подробное объяснение порядка выполнения задания;
- Предположение о возможных затруднениях;
- Дать карточки-консультации, помогающие восполнить пробелы в знаниях, карточки с направляющим планом действий;
- Дать задание по повторению материала, который потребуется для лучшего усвоения новой темы; При необходимости составить индивидуальный план ликвидации пробелов в знаниях и умениях.
- Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребёнка;
- Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках;
- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника»;
- Забота об укреплении положения в классном коллективе, организация помощи в выполнении общественных поручений;
- Формирование положительной «Я- концепции». Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки и т.д.;
- Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника.
- Отслеживание результатов действий и усилий ребенка.