Создание комфортной образовательной среды – одно из условий успешной работы учителя
Директор МОУ «СШ № 57» Лемтюгова Т.Я.
Успешное управление учебным заведением и деятельностью его работников зависит не только от правильной организации работы школы, а и от создания необходимых условий труда , поддержки оптимально –
психологического климата в коллективе.
Источники неудовлетворенности работой для педагогов, которые приводят к таким негативным явлениям, как «педагогический кризис», «педагогическое истощение», «профессиональное выгорание» и, как следствие, снижение эффективности труда учителя – это:
- физические и психические нагрузки: учебные часы, классное руководство, необходимость быть все время «в форме», нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т.д.;
- периодическая смена моделей образования .
Условия труда
Комфортная образовательная база
Комфортная образовательная среда
Хорошо оснащенное рабочее место
Высокие результаты организаторской, педагогической, научно – методической деятельности учителей школы
Современный интерьер
Наличие трудовой дисциплины
Чистота, уют
Снижение текучести кадров
Эстетичный дизайн
Отсутствие напряжения, конфликтности в коллективе
Необходимые ТСО
Добросовестное отношение каждого члена коллектива к общей деятельности, ответственность за порученное дело
Методические и дидактические пособия
Дух творчества и новаторства
Комфортные условия – это не только современный интерьер, чистота и эстетичный дизайн, кабинеты, в которых есть все необходимое для проведения занятий и для работы педагога: компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, лабораторное оборудование, методические и дидактические пособия.
Термин «комфорт» в толковом словаре С. И. Ожегова трактуется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие, уют». В Большом толковом словаре русского языка понятие «комфорт» означает «состояние удовлетворения, внутреннего покоя из-за благоприятно сложившихся обстоятельств». Следовательно, комфортность можно определить как возможность удовлетворения потребностей личности. А создать эту комфортность – одна из существенных задач руководителя школы. Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние, в котором функции человека сохраняются и развиваются. Значит, комфортные условия – это совокупность условий, определяющих личностное развитие и удовлетворение интересов и потребностей педагогов.
Комфортная образовательная среда: 1) обеспечивает всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей;
2) создает определенные условия для развития всем участникам образовательного процесса.
Комфортная среда позволяет удовлетворить потребности:
• физиологические; • защищенность, безопасность; • принадлежность к социальной группе; • уважение и признание; • самовыражение.
1. Удовлетворение физиологических потребностей осуществляется через продуманную систему материального стимулирования и поощрения педагогов. Так в прошлом и этом учебном году у нас в течение всего года получали и будут получать ежемесячную добавку к заработной плате:…………………………………………………………. 2. Потребность в защищенности, безопасности может быть удовлетворена через оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в тех вопросах, в которых есть проблемы и затруднения. 3. Удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе выражается в удовлетворенности педагогов общей психологической атмосферой в коллективе, благоприятным социально-психологическим климатом.
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
50% - 0
50% - 1
40% - 1
40% - 0
30% - 2
30% - 5
Социально – психологический климат в коллективе учебного заведения можно назвать оптимальным лишь тогда, когда ему присущи:
Правила , которые помогут руководителю создать оптимальный социально - психологический климат в коллективе учебного заведения:
- Ставить перед педагогическим коллективом общественно полезную цель, достижение которой требует творческого сотрудничества .
- Выбирать научно обоснованный и педагогически целесообразный подход к подбору и расстановке педагогических кадров, обслуживающего персонала.
- Оптимизировать деловые и межличностные отношения в коллективе.
- Обращать особое внимание на период профессиональной адаптации новых работников и помощи им в налаживании взаимоотношений в коллективе.
- Обеспечить необходимые условия для творческой деятельности членов педагогического коллектива.
- Выяснить причины возникновения трудностей в работе работников учебного заведения и принять меры по их преодолению, используя различные формы работы.
- Объективно оценивать работу каждого члена коллектива, ориентироваться на положительные стороны его деятельности и присущие ему особенности .
- Дать возможность каждому работнику почувствовать себя полноправным членом.
- Сбалансировать социально - ролевые функции отдельных членов коллектива .
- Организовать и провести мероприятия - тренинги, семинары, анкетирование и т.д.
«Тот, кто берёт, - наполняет ладони; тот, кто отдаёт, - наполняет сердца».
Лао Цзы
пусть будут наполнены счастьем, любовью, материальным достатком как ваши ладони, так и ваши сердца.