МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова
с углубленным изучением английского языка» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
________________________________________
Современные методы профилактической работы
Подготовила
педагог - психолог,
Исмаилова СаниеБедрединовна
Выявление учащихся «группы риска»
- Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- - учебная деятельность;
- - взаимоотношения со сверстниками;
- - взаимоотношения со взрослыми;
- - проведение свободного времени;
- - отношение к труду и профессиональная ориентация;
- - поведение и поступки.
Группа риска
- это дети и/или их семьи, которые стоят на:
- на внутришкольной учете, учете в ОДН, учете в КДН;
- дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик).
Подбор методов профилактики
Для подбора адекватных методов профилактики необходимы:
- Диагностическая беседа.
- Психодиагностика.
Выбор методик диагностики
Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы.
Очень полезна книга Даниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей»
Младшие школьники:
- методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)
- иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.
- проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля)
Фильм-тест Рене Жиля
- Дети от 4 до 12 лет и их родители
- Позволяет установить быстрый контакт с ребенком
- Исследование социальной приспособленности ребенка.
- Выявляет конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка (в семье и в школе)
Средняя и старшая школа:
- Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, диагностикиа типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.)
- Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля (до 12 лет)
- Исследование социально-психологического климата
- Мотивация – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников
Профилактические занятия
По результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия:
- Тренинги по мотивации и адаптации
- Уроки доброты – формирование толерантности
- Тренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.
- Профориентационные тренинги
- Тренинги подготовки к сдаче ОГЭ\ЕГЭ и т.д.
Профилактические занятия
либо специальные тренинги:
- Уверенность в себе
- Помощь при суицидальных тенденциях
- Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними и т.д.
Направления профилактической работы с детьми «группы риска»
- Дни профилактики
- Проведение тематических мероприятий
- Организация школьного театра
- Организация «Совета отцов».
- Организация детей по клубам, кружкам, секциям.
- Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни
- Создание условий для индивидуальной самореализации
- Организация подросткового добровольнического движения
- Работа с родителями.
Дни профилактики
- Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.
- Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия
Проведение тематических мероприятий
- День Психологии,
- День Толерантности и т.д.
Обязательно привлечение к организации и участию детей, входящих в группу риска!
Организация «Совета отцов»
- Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения, обобщение и распространение опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию общеобразовательного учреждения, содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей.
Организация «Совета отцов»
Задачами Совета отцов являются:
- координация вопросов, относящихся к воспитанию детей; - оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях; - развитие школьного самоуправления; - расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона; - развитие материально-технической базы школы.
Организация детей по клубам, кружкам, секциям.
- Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное русло
- Закаливание характера
Социальная активность
Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах.
Возможность самореализиции
Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка
Просвещение педагога
Учет жизненной ситуации ребенка
Учет мотивации и потребностей ребенка.
У трудных детей отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь реакций без участия сознания).
Даже если ребенок дает обещание изменить поведение, срабатывает динамический стереотип.
При разрушении отрицательной доминанты поведения и старого стереотипа, необходимо создавать новый стереотип.
Просвещение педагога
Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе
- Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого
Организация подросткового добровольнического движения
Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий, по сбору макулатуры, спасению бабочек от мороза и т.д.
Работа с родителями
- Просвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания и т.п.)
- Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.)
Конструктивный способ разрешения конфликтов
- Прояснение конфликтной ситуации .
- Сбор предложений.
- Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.
- Детализация принятого решения.
- Выполнение решения, проверка.
Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:
- Восприятие поиска решения как творческой задачи.
- Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка.
Техника "я-высказывание"
передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации
Формула
Ситуация + Я - чувство + Объяснение
Алгоритм "я-высказывания"
- 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
- 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
- 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
- 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
- 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
«Ты - высказывание» / «Я - высказывание» (примеры)
- Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.
- Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
- Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.
Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер)
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема , его надо активно выслушать.
Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок
- МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате! ДОЧЬ: Ну, мам, потом! МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться… ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная !
Важные особенности и дополнительные правила
- Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом . Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне .
- Во-вторых , если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Важные особенности и дополнительные правила
- В-третьих , очень важно в беседе «держать паузу» (она помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом)
- В-четвертых , в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство .
Пример
СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей! ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного). СЫН: Да, не хочу… ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).
Результаты активного слушания
- 1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
- 2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше : тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
- 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы
… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть! МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят. ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше! МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой… ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают. МАМА: Ты скучаешь без меня. ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется. МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине. МАМА: Было больно… (Пауза.) ДОЧЬ: Больно, а тебя нет! МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела. ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти… МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Ещё два замечательных изменения
- Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.
- Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо.
Спасибо!