СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентацию к лекции по А.Н. Островскому биография

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентацию к лекции по А.Н. Островскому биография»

Островский Александр Николаевич (1823–1886) А.Н. Островский. Картина В.Г. Перова, 1871. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Островский

Александр Николаевич

(1823–1886)

А.Н. Островский. Картина В.Г. Перова, 1871.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творческий путь март 1850 г.  — в журнале «Москвитянин» была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!».  14 января 1853 г.  — на сцене Малого театра комедии состоялась премьера комедии «Не в свои сани не садись». 1853 г.  — написана пьеса «Бедность не порок».  1856 г.  — начал сотрудничать с журналом «Современник».  январь 1860 г.  — была опубликована пьеса «Гроза».  ноябрь 1870 г.  — по инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей. сентябрь 1873 г.  — в журнале «Вестник Европы» напечатана «Снегурочка».  1879 г.  — в журнале «Отечественные записки» опубликована драма «Бесприданница».  январь 1884 г.  — в «Отечественных записках» опубликована драма «Без вины виноватые». 

Творческий путь

март 1850 г.  — в журнале «Москвитянин» была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!». 

14 января 1853 г.  — на сцене Малого театра комедии состоялась премьера комедии «Не в свои сани не садись».

1853 г.  — написана пьеса «Бедность не порок». 

1856 г.  — начал сотрудничать с журналом «Современник». 

январь 1860 г.  — была опубликована пьеса «Гроза». 

ноябрь 1870 г.  — по инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей.

сентябрь 1873 г.  — в журнале «Вестник Европы» напечатана «Снегурочка». 

1879 г.  — в журнале «Отечественные записки» опубликована драма «Бесприданница». 

январь 1884 г.  — в «Отечественных записках» опубликована драма «Без вины виноватые». 

Раннее детство, юность и большая часть взрослой жизни А. Н. Островского прошли в период правления императора Николая I, связанного с ужесточением цензуры и борьбы с инакомыслием. Первая пьеса А. Островского «Свои люди — сочтёмся» («Банкрот») вызвала широкий общественный резонанс. После того как цензор написал императору о пьесе, что «все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества», Николай I запретил постановку пьесы в театрах, а также её переиздание. За Островским был установлен полицейский надзор, драматург был уволен со службы.

Раннее детство, юность и большая часть взрослой жизни А. Н. Островского прошли в период правления императора Николая I, связанного с ужесточением цензуры и борьбы с инакомыслием. Первая пьеса А. Островского «Свои люди — сочтёмся» («Банкрот») вызвала широкий общественный резонанс. После того как цензор написал императору о пьесе, что «все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества», Николай I запретил постановку пьесы в театрах, а также её переиздание. За Островским был установлен полицейский надзор, драматург был уволен со службы.

ГРУППА ПИСАТЕЛЕЙ-АВТОРОВ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК». СЛЕВА НАПРАВО: ЛЕВ ТОЛСТОЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРОВИЧ (ВЕРХНИЙ РЯД); ИВАН ГОНЧАРОВ, ИВАН ТУРГЕНЕВ, АЛЕКСАНДР ДРУЖИНИН, АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ (НИЖНИЙ РЯД). 1856. БИБЛИОТЕКА ВСЕРОССИЙСКОГО МУЗЕЯ А.С. ПУШКИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

ГРУППА ПИСАТЕЛЕЙ-АВТОРОВ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК». СЛЕВА НАПРАВО: ЛЕВ ТОЛСТОЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРОВИЧ (ВЕРХНИЙ РЯД); ИВАН ГОНЧАРОВ, ИВАН ТУРГЕНЕВ, АЛЕКСАНДР ДРУЖИНИН, АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ (НИЖНИЙ РЯД).

1856. БИБЛИОТЕКА ВСЕРОССИЙСКОГО МУЗЕЯ А.С. ПУШКИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Пьеса «Гроза» Гроза. Картина Б. М. Кустодиева, 1919. Частная коллекция

Пьеса

«Гроза»

Гроза. Картина Б. М. Кустодиева, 1919.

Частная коллекция

Дата написания  — 1859 г. Первая постановка на сцене  — 1859 г., Малый театр. Направление  — реализм. Род  — драма. Жанр  — драма. Тематика  — отношения в семье, супружеская измена, любовь, грех, отцы и дети. Конфликт  — семейно-бытовой, любовный. Проблематика : Можно ли построить семью на лжи и формальном следовании традициям? Что должно быть главным в отношениях между родителями и детьми — любовь и/или уважение? Что толкает женщину на супружескую измену? Что можно считать грехом? Как человек ощущает собственную греховность?

Дата написания  — 1859 г.

Первая постановка на сцене  — 1859 г., Малый театр.

Направление  — реализм.

Род  — драма.

Жанр  — драма.

Тематика  — отношения в семье, супружеская измена, любовь, грех, отцы и дети.

Конфликт  — семейно-бытовой, любовный.

Проблематика :

  • Можно ли построить семью на лжи и формальном следовании традициям?
  • Что должно быть главным в отношениях между родителями и детьми — любовь и/или уважение?
  • Что толкает женщину на супружескую измену?
  • Что можно считать грехом?
  • Как человек ощущает собственную греховность?
Купечество  — сословие, занимающееся торговлей. Культура и быт купеческого сословия были близки народным, крестьянским, что выражалось в более простой манере одеваться, следовании патриархальным семейным традициям.  Среди купцов было немало старообрядцев.  В то же время уровень грамотности в купеческой среде вплоть до XIX в. оставался очень низким.   Семья купца в XVII веке. Картина А. П. Рябушкина, 1866. Государственный Русский музей

Купечество  — сословие, занимающееся торговлей. Культура и быт купеческого сословия были близки народным, крестьянским, что выражалось в более простой манере одеваться, следовании патриархальным семейным традициям.

Среди купцов было немало старообрядцев.

В то же время уровень грамотности в купеческой среде вплоть до XIX в. оставался очень низким.  

Семья купца в XVII веке. Картина А. П. Рябушкина, 1866.

Государственный Русский музей

Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. Сам жизненный путь актрисы, её личность и рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины.  Портрет Л. П. Косицкой. Автор неизвестен, 1850-е гг. Общественное достояние

Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. Сам жизненный путь актрисы, её личность и рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины. 

Портрет Л. П. Косицкой.

Автор неизвестен, 1850-е гг.

Общественное достояние

Место действия  — город Калинов. Особого внимания заслуживают три места в городе:  «высокий берег Волги» , овраг, полуразрушенная галерея с истёршимся изображением ада на стене. На берегу начинается и заканчивается действие пьесы. В овраге тайно встречаются любовники — Катерина и Борис. Овраг становится символом грехопадения Катерины. Место действия в сцене грозы — галерея — своим внешним видом воздействует на воображение и чувства главной героини и зрителя. Эскиз декораций к драме «Гроза», 1916, А. Головин, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва

Место действия  — город Калинов. Особого внимания заслуживают три места в городе:  «высокий берег Волги» , овраг, полуразрушенная галерея с истёршимся изображением ада на стене.

На берегу начинается и заканчивается действие пьесы. В овраге тайно встречаются любовники — Катерина и Борис. Овраг становится символом грехопадения Катерины. Место действия в сцене грозы — галерея — своим внешним видом воздействует на воображение и чувства главной героини и зрителя.

Эскиз декораций к драме «Гроза», 1916, А. Головин,

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва

Герои, образы и их взаимосвязь в произведении  Катерина  — молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Впечатлительная, способная на сильное чувство. Её рано отдали замуж в купеческую семью. Катерину тяготит жизнь в доме свекрови: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Кабаниха постоянно попрекает невестку. Муж Тихон жалеет жену, но во всём слушается мать. Горячая натура Катерины требует жизни, радости, правды. Всё это находит выход в любви Катерины к Борису. Эскиз костюма Катерины к пьесе «Гроза», 1916, А. Головин, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва

Герои, образы и их взаимосвязь в произведении 

Катерина  — молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Впечатлительная, способная на сильное чувство. Её рано отдали замуж в купеческую семью. Катерину тяготит жизнь в доме свекрови: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Кабаниха постоянно попрекает невестку. Муж Тихон жалеет жену, но во всём слушается мать. Горячая натура Катерины требует жизни, радости, правды. Всё это находит выход в любви Катерины к Борису.

Эскиз костюма Катерины к пьесе «Гроза», 1916, А. Головин,

Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва

Тихон  — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны Кабановой, мягкий, безвольный человек, не может противостоять матери, находит отдых от её деспотии в редких отъездах из дома по торговым делам.

Тихон  — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны Кабановой, мягкий, безвольный человек, не может противостоять матери, находит отдых от её деспотии в редких отъездах из дома по торговым делам.

Борис  — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича Дикого. В афише к пьесе обозначено, что он порядочно образован. Отец Бориса, купеческий сын, женился на благородной, то есть на девушке из дворянского сословия, и тем не угодил матери. Борис воспитывался в Москве, учился в Коммерческой академии. Калиновские нравы кажутся ему дикими, однако он, как и Тихон, подчиняется им. Борис не может защитить Катерину от гнева Кабанихи и не готов взять на себя ответственность за её судьбу, забрав, например, с собой в Сибирь. 

Борис  — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича Дикого. В афише к пьесе обозначено, что он порядочно образован. Отец Бориса, купеческий сын, женился на благородной, то есть на девушке из дворянского сословия, и тем не угодил матери. Борис воспитывался в Москве, учился в Коммерческой академии. Калиновские нравы кажутся ему дикими, однако он, как и Тихон, подчиняется им. Борис не может защитить Катерину от гнева Кабанихи и не готов взять на себя ответственность за её судьбу, забрав, например, с собой в Сибирь. 

Варвара  — сестра Тихона, дочь Кабанихи, молодая незамужняя женщина. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого, и вполне приспособилась к жизни в нём.  «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» , — говорит она. Такое своеволие сродни самодурству её матери и Дикого. Варвара тайно от матери гуляет с Кудряшом.   «У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят» , — говорит Кудряш. Если в литературе, описывающей дворянскую жизнь, утрата девушкой невинности часто представлена как нечто дурное, неприемлемое и даже трагическое, то в отношении других сословий дело обстоит сложнее. Это связано с тем, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX в. сильно различались. Купеческая или даже крестьянская дочь были свободнее в этом отношении.

Варвара  — сестра Тихона, дочь Кабанихи, молодая незамужняя женщина. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого, и вполне приспособилась к жизни в нём.  «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» , — говорит она. Такое своеволие сродни самодурству её матери и Дикого. Варвара тайно от матери гуляет с Кудряшом.

 

«У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят» , — говорит Кудряш. Если в литературе, описывающей дворянскую жизнь, утрата девушкой невинности часто представлена как нечто дурное, неприемлемое и даже трагическое, то в отношении других сословий дело обстоит сложнее. Это связано с тем, что дворян­ские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX в. сильно различались. Купеческая или даже крестьянская дочь были свободнее в этом отношении.

Ваня Кудряш  — молодой человек. Служит конторщиком у Дикого. Встречается с Варварой. Как и она, прекрасно знает, как надо жить в мире Кабаних и Диких. Именно Кудряш предупреждает Бориса о неписаном законе купеческого мира: свободе поведения для незамужних девушек и строгом повиновении воле мужа, верности для жён. Кудряш ловок не только в сердечных делах. Сам Дикой ему не страшен с его пустой руганью. Возможно, Кудряшу как конторщику известны все торговые дела его начальника:  «…Он [Дикой. — Прим. автора статьи] чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею  Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану» .

Ваня Кудряш  — молодой человек. Служит конторщиком у Дикого. Встречается с Варварой. Как и она, прекрасно знает, как надо жить в мире Кабаних и Диких. Именно Кудряш предупреждает Бориса о неписаном законе купеческого мира: свободе поведения для незамужних девушек и строгом повиновении воле мужа, верности для жён. Кудряш ловок не только в сердечных делах. Сам Дикой ему не страшен с его пустой руганью. Возможно, Кудряшу как конторщику известны все торговые дела его начальника:  «…Он [Дикой. — Прим. автора статьи] чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану» .

Марфа Игнатьевна Кабанова по прозвищу Кабаниха — мать Тихона и Варвары, богатая купчиха, вдова. Жестока и груба с домашними  «под видом благочестия» : требует повиновения и уважения до раболепства — например, в сцене прощания Катерины с Тихоном. Не вполне верно утверждать, что Кабаниха отстаивает моральные устои патриархального мира. Главным наставлением в семейной жизни патриархальной Руси служил Домострой, которому в действительности ни Кабаниха, ни Дикой не следуют. «…Если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай»  — сказано в Домострое. Но в ответ на реплику Кулигина о том, что врагов следует прощать, Тихон говорит о своей матери:  «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». 

Марфа Игнатьевна Кабанова по прозвищу Кабаниха — мать Тихона и Варвары, богатая купчиха, вдова. Жестока и груба с домашними  «под видом благочестия» : требует повиновения и уважения до раболепства — например, в сцене прощания Катерины с Тихоном. Не вполне верно утверждать, что Кабаниха отстаивает моральные устои патриархального мира. Главным наставлением в семейной жизни патриархальной Руси служил Домострой, которому в действительности ни Кабаниха, ни Дикой не следуют.

«…Если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай»  — сказано в Домострое. Но в ответ на реплику Кулигина о том, что врагов следует прощать, Тихон говорит о своей матери:  «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». 

Савел Прокофьевич Дикой  — купец. Знаменит воинственным характером: ругается со всяким по малейшему поводу, тиранит домашних и своих работников. Его поведение также не соответствует наставлениям Домостроя. Ещё при первом упоминании Дикого в пьесе сказано, что он ругается и машет руками. Такое поведение на людях вовсе не одобряет традиционная купеческая и народная мораль. 

Савел Прокофьевич Дикой  — купец. Знаменит воинственным характером: ругается со всяким по малейшему поводу, тиранит домашних и своих работников. Его поведение также не соответствует наставлениям Домостроя. Ещё при первом упоминании Дикого в пьесе сказано, что он ругается и машет руками. Такое поведение на людях вовсе не одобряет традиционная купеческая и народная мораль. 

Кулигин  — мещанин, механик-самоучка, говорит стихами XVIII в., знает народные песни, чу́ток к красоте природы и слова, обладает пытливым умом, неравнодушен к устройству мира вокруг, например заботится о громоотводе. Образ Кулигина одновременно вызывает симпатию и сочувствие. Заметно, что его благородные идеалы, слова и забота неспособны противостоять миру калиновских самодуров. Их не трогают ни красота природы, ни идеи прогресса. Кудряш — возможно, будущий «новый» Дикой — на замечание Кулигина о красоте открывающегося на Волгу вида отвечает пренебрежительно:  «Нешто!»

Кулигин  — мещанин, механик-самоучка, говорит стихами XVIII в., знает народные песни, чу́ток к красоте природы и слова, обладает пытливым умом, неравнодушен к устройству мира вокруг, например заботится о громоотводе. Образ Кулигина одновременно вызывает симпатию и сочувствие. Заметно, что его благородные идеалы, слова и забота неспособны противостоять миру калиновских самодуров. Их не трогают ни красота природы, ни идеи прогресса. Кудряш — возможно, будущий «новый» Дикой — на замечание Кулигина о красоте открывающегося на Волгу вида отвечает пренебрежительно:  «Нешто!»