Островский
Александр Николаевич
(1823–1886)
А.Н. Островский. Картина В.Г. Перова, 1871.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Творческий путь
март 1850 г. — в журнале «Москвитянин» была напечатана пьеса «Свои люди — сочтёмся!».
14 января 1853 г. — на сцене Малого театра комедии состоялась премьера комедии «Не в свои сани не садись».
1853 г. — написана пьеса «Бедность не порок».
1856 г. — начал сотрудничать с журналом «Современник».
январь 1860 г. — была опубликована пьеса «Гроза».
ноябрь 1870 г. — по инициативе А. Н. Островского в Москве учреждено Собрание русских драматических писателей.
сентябрь 1873 г. — в журнале «Вестник Европы» напечатана «Снегурочка».
1879 г. — в журнале «Отечественные записки» опубликована драма «Бесприданница».
январь 1884 г. — в «Отечественных записках» опубликована драма «Без вины виноватые».
Раннее детство, юность и большая часть взрослой жизни А. Н. Островского прошли в период правления императора Николая I, связанного с ужесточением цензуры и борьбы с инакомыслием. Первая пьеса А. Островского «Свои люди — сочтёмся» («Банкрот») вызвала широкий общественный резонанс. После того как цензор написал императору о пьесе, что «все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества», Николай I запретил постановку пьесы в театрах, а также её переиздание. За Островским был установлен полицейский надзор, драматург был уволен со службы.
ГРУППА ПИСАТЕЛЕЙ-АВТОРОВ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК». СЛЕВА НАПРАВО: ЛЕВ ТОЛСТОЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРОВИЧ (ВЕРХНИЙ РЯД); ИВАН ГОНЧАРОВ, ИВАН ТУРГЕНЕВ, АЛЕКСАНДР ДРУЖИНИН, АЛЕКСАНДР ОСТРОВСКИЙ (НИЖНИЙ РЯД).
1856. БИБЛИОТЕКА ВСЕРОССИЙСКОГО МУЗЕЯ А.С. ПУШКИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Пьеса
«Гроза»
Гроза. Картина Б. М. Кустодиева, 1919.
Частная коллекция
Дата написания — 1859 г.
Первая постановка на сцене — 1859 г., Малый театр.
Направление — реализм.
Род — драма.
Жанр — драма.
Тематика — отношения в семье, супружеская измена, любовь, грех, отцы и дети.
Конфликт — семейно-бытовой, любовный.
Проблематика :
- Можно ли построить семью на лжи и формальном следовании традициям?
- Что должно быть главным в отношениях между родителями и детьми — любовь и/или уважение?
- Что толкает женщину на супружескую измену?
- Что можно считать грехом?
- Как человек ощущает собственную греховность?
Купечество — сословие, занимающееся торговлей. Культура и быт купеческого сословия были близки народным, крестьянским, что выражалось в более простой манере одеваться, следовании патриархальным семейным традициям.
Среди купцов было немало старообрядцев.
В то же время уровень грамотности в купеческой среде вплоть до XIX в. оставался очень низким.
Семья купца в XVII веке. Картина А. П. Рябушкина, 1866.
Государственный Русский музей
Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. Сам жизненный путь актрисы, её личность и рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины.
Портрет Л. П. Косицкой.
Автор неизвестен, 1850-е гг.
Общественное достояние
Место действия — город Калинов. Особого внимания заслуживают три места в городе: «высокий берег Волги» , овраг, полуразрушенная галерея с истёршимся изображением ада на стене.
На берегу начинается и заканчивается действие пьесы. В овраге тайно встречаются любовники — Катерина и Борис. Овраг становится символом грехопадения Катерины. Место действия в сцене грозы — галерея — своим внешним видом воздействует на воображение и чувства главной героини и зрителя.
Эскиз декораций к драме «Гроза», 1916, А. Головин,
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Герои, образы и их взаимосвязь в произведении
Катерина — молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Впечатлительная, способная на сильное чувство. Её рано отдали замуж в купеческую семью. Катерину тяготит жизнь в доме свекрови: «Да здесь всё как будто из-под неволи». Кабаниха постоянно попрекает невестку. Муж Тихон жалеет жену, но во всём слушается мать. Горячая натура Катерины требует жизни, радости, правды. Всё это находит выход в любви Катерины к Борису.
Эскиз костюма Катерины к пьесе «Гроза», 1916, А. Головин,
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва
Тихон — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны Кабановой, мягкий, безвольный человек, не может противостоять матери, находит отдых от её деспотии в редких отъездах из дома по торговым делам.
Борис — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича Дикого. В афише к пьесе обозначено, что он порядочно образован. Отец Бориса, купеческий сын, женился на благородной, то есть на девушке из дворянского сословия, и тем не угодил матери. Борис воспитывался в Москве, учился в Коммерческой академии. Калиновские нравы кажутся ему дикими, однако он, как и Тихон, подчиняется им. Борис не может защитить Катерину от гнева Кабанихи и не готов взять на себя ответственность за её судьбу, забрав, например, с собой в Сибирь.
Варвара — сестра Тихона, дочь Кабанихи, молодая незамужняя женщина. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого, и вполне приспособилась к жизни в нём. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» , — говорит она. Такое своеволие сродни самодурству её матери и Дикого. Варвара тайно от матери гуляет с Кудряшом.
«У нас насчёт этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят» , — говорит Кудряш. Если в литературе, описывающей дворянскую жизнь, утрата девушкой невинности часто представлена как нечто дурное, неприемлемое и даже трагическое, то в отношении других сословий дело обстоит сложнее. Это связано с тем, что дворянские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX в. сильно различались. Купеческая или даже крестьянская дочь были свободнее в этом отношении.
Ваня Кудряш — молодой человек. Служит конторщиком у Дикого. Встречается с Варварой. Как и она, прекрасно знает, как надо жить в мире Кабаних и Диких. Именно Кудряш предупреждает Бориса о неписаном законе купеческого мира: свободе поведения для незамужних девушек и строгом повиновении воле мужа, верности для жён. Кудряш ловок не только в сердечных делах. Сам Дикой ему не страшен с его пустой руганью. Возможно, Кудряшу как конторщику известны все торговые дела его начальника: «…Он [Дикой. — Прим. автора статьи] чует носом-то своим, что я свою голову дёшево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею Да не спускаю и я: он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану» .
Марфа Игнатьевна Кабанова по прозвищу Кабаниха — мать Тихона и Варвары, богатая купчиха, вдова. Жестока и груба с домашними «под видом благочестия» : требует повиновения и уважения до раболепства — например, в сцене прощания Катерины с Тихоном. Не вполне верно утверждать, что Кабаниха отстаивает моральные устои патриархального мира. Главным наставлением в семейной жизни патриархальной Руси служил Домострой, которому в действительности ни Кабаниха, ни Дикой не следуют.
«…Если обидят — не мсти, если хулят — молись, не воздавай злом за зло, согрешающих не осуждай» — сказано в Домострое. Но в ответ на реплику Кулигина о том, что врагов следует прощать, Тихон говорит о своей матери: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
Савел Прокофьевич Дикой — купец. Знаменит воинственным характером: ругается со всяким по малейшему поводу, тиранит домашних и своих работников. Его поведение также не соответствует наставлениям Домостроя. Ещё при первом упоминании Дикого в пьесе сказано, что он ругается и машет руками. Такое поведение на людях вовсе не одобряет традиционная купеческая и народная мораль.
Кулигин — мещанин, механик-самоучка, говорит стихами XVIII в., знает народные песни, чу́ток к красоте природы и слова, обладает пытливым умом, неравнодушен к устройству мира вокруг, например заботится о громоотводе. Образ Кулигина одновременно вызывает симпатию и сочувствие. Заметно, что его благородные идеалы, слова и забота неспособны противостоять миру калиновских самодуров. Их не трогают ни красота природы, ни идеи прогресса. Кудряш — возможно, будущий «новый» Дикой — на замечание Кулигина о красоте открывающегося на Волгу вида отвечает пренебрежительно: «Нешто!»