Причины зажатого голоса и пути устранения этого недостатка.
Л.А. Теринцова
Тамбовский колледж искусств
Многие ученики от природы или в результате подражания любимым исполнителям приходят в класс, имея определенные недостатки в звучании голоса. Это может быть горловой, зажатый, гнусавый, плоский «белый звук» или глухой, сиплый, резкий тембр и другие. Подобные недостатки возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата и могут быть исправлены совсем или частично в результате правильного воспитания голоса.
Очень часто голос страдает от эмоциональных, интеллектуальных и душевных зажимов. Все эти помехи психофизического свойства. При сдерживании эмоций образуется дыхание достаточное только для формирования малых вибраций, а для компенсации - мышцы горла, языка, губ несут двойную нагрузку. В результате получается скованный, неуверенный звук. Упражнения по снятию физического и нервного напряжения с гортани лучше всего проводить на материалах неизвестных ученику. Рациональнее всего для работы выбрать вокальное произведение лирического характера, так как оно несет определенное смысловое и эмоциональное содержание, нежели отвлеченное упражнение. Ученик будет занят мыслью, чувством и технологией одновременно, а это в свою очередь способствует комплексной работе нервно-мышечного механизма звукообразования.
К недостаткам тембра относится форсированное звучание голоса. Оно определяется не абсолютной громкостью звука, а чрезмерной его силой для данного ученика. Голосовые связки начинают работать, исходя из задачи удержать непомерное воздушное давление. В результате ученик старается сопутствующими движениями помочь этой непосильной работе гортани и теряет лучшую координацию в работе голосового аппарата. Вместе с ней уходят и лучшие качества голоса. Форсированное звучание трудно поддается исправлению, но при постоянной, систематической работе над голосом можно в большинстве случаев достичь возвращения его утраченных качеств. Для этого следует упорно работать над качеством певческого тона, снимая лишнее напряжение на упражнениях, вокализах, и позднее - на правильно подобранном репертуаре.
Эффективным способом в борьбе с форсировкой звука является включение в репертуар ученика более спокойных произведений элегического плана. Само содержание произведения должно наталкивать ученика на более мягкое спокойное звучание. Или напротив, включать в репертуар упражнения и произведения, написанные в быстром темпе, требующим изящества и гибкости исполнения. Медленные упражнения позволяют допустить форсировку, а быстрые - нет. Если голос форсирован - быстрые движения аппарата не удаются. Поэтому работа над развитием беглости приводит к большей гибкости голоса, освобождает голосовой аппарат от лишних напряжений, вырабатывает более правильную координацию между всеми органами, участвующими в голосообразовании. Ученик должен понять, что сила и громкость неравнозначные понятия.
Причиной горлового, плоского, зажатого звучания является неправильная работа гортани. Этот недостаток целиком зависит от режима работы голосовой щели. Как установлено, слуховое ощущение зажатости звука зависит от слишком удлиненной, акцентированной фазы смыкания голосовой щели. Певческий аппарат оказывается включенным в работу с большей энергией, чем это необходимо (гортанный сфинктер). Для исправления этого дефекта в тембре, следует давать такие упражнения, которые бы способствовали понижению тонуса гортанного сфинктера, удлиняли бы фазу размыкания связок. Лучшим средством борьбы с зажатостью является придыхательная атака, которая приучает гортанный затвор работать большим пропуском воздуха за счет менее плотного смыкания голосовой щели. Придыхательная атака уменьшает фазу смыкания голосовых связок и приводит гортань в более правильную координацию с дыханием. Придыхательную атаку следует давать как прием на определенное время, переходя затем на мягкую атаку, которой и следует пользоваться постоянно голосам, склонным к зажатости, к горловому звучанию.
Правильной работе гортанного сфинктера у зажатых голосов будет способствовать прикрытие звука, особенно на таких гласных как «О» и «А». Не будет содействовать избавлению от зажатости пение в открытом грудном регистре у мужских голосов, особенно на верхних звуках. Нахождение микстового звучания на всем диапазоне связано с более свободной работой голосовой щели. К расслаблению от зажатости ведет фальцетное звучание. Работа над фальцетом - прием к нахождению новой координации в работе гортанного сфинктера.
Часто выразительности голоса мешает носовой резонатор. Это самый сильный, доминирующий, но лишающий голос выразительности. Если мягкое нёбо опущено, а корень языка приподнят, мышцы напрягаются для поддержки голоса и становится невозможно передать интонационные нюансы.
Привычные психологические зажимы часто мешают четкой артикуляции губ. Челюсть должна быть свободной, а язык иметь определенную подвижность, чтобы можно было правильно расположить его во рту в зависимости от задачи по извлечению звука. Основные требования к работе артикуляционного аппарата — естественность и активность. В работе над освобождением артикуляционного аппарата непременное условие - не заниматься до усталости, так как она может вызвать новые зажатия - как дыхания, так и артикуляции. Обращать внимание на четкое произношение окончаний в словах, это улучшает дикцию. Не укрупнять и слишком не утрировать согласные звуки. Певческий голос отличается от разговорного только диапазоном и более богатой окраской.
При эстрадном пении у певца возникают дополнительные трудности: исполняя песню, он танцует и эмоционально - напряженно кричит или шепчет и т.п., т.е. его голосовой аппарат постоянно работает в разных режимах. Важно отметить, что речевой принцип звукоизвлечения не имеет защитного механизма для голосовых связок (в нашей бытовой речи это и не нужно из-за малой силы звука по сравнению с профессиональным пением). Проблема многих эстрадных исполнителей кроется в том, что они пытаются речевой манерой усилить эмоциональное воздействие на слушателя, не пользуясь резонаторами, что сильно травмирует связки, а нужный эффект так и не достигается. Резонансный принцип голосообразования позволяет петь «piano» вплоть до тихого шепота. При речевой манере этот звук не будет слышен даже в первом ряду, а при резонансном механизме любое pianissimo слышно во всех рядах большого концертного зала. Поэтому очень важно научиться использовать резонансный певческий принцип в исполнении «речевых» фрагментов, как это и делают профессиональные певцы.
При исправлении дефекта голоса педагог должен использовать различные вокальные приемы. Так как недостатки в тембре голоса возникают от нарушения в работе различных отделов голосового аппарата, то над их исправлением следует работать, установив причину того или иного недостатка. И если педагог правильно работает с недостатками, тембр голоса может быть значительно улучшен.
Воспитание певческого голоса - это сложный процесс организации правильного взаимодействия таких важных компонентов, как: дыхание, работа гортани, артикуляционного аппарата. Каждый из этих компонентов, действующих в процессе фонации в нерасторжимом единстве, необходимо совершенствовать.