ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «ЦАРИЦЫНО»
РЕФЕРАТ
«Представление о смысле жизни подростков в контексте личностного самоопределения»
Автор: социальный педагог ГБПОУ Колледжа «Царицыно» Политехнического отделения, Рязанова Валерия Сергеевна
Москва 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личностное самоопределение в подростковом возрасте и его характеристика………………………………………………………………...…..4
2. Представление смысла жизни у современных подростков……………....9
3. Жизненная перспектива в контексте личностного самоопределения подростка…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о поиске смысла жизни и личностного самоопределения вольно либо невольно, рано или поздно возникает перед каждым индивидом.
Смысл жизни является важным ориентиром, определяющим особенности поведения и направляющим судьбу человека. Суть данного понятия заключается в отношении личности к самому себе и к обществу в целом, к пониманию собственного места в обществе и к процессу осмысления социального значения своей деятельности. То или иное понимание смысла жизни способно определить всю линию поведения индивида, а также представляет собой тот нравственный стержень, который является основой моральных установок личности.
Вопрошание о жизненном смысле не является праздным занятием, но является необходимостью. Пытаясь спрятаться от поиска жизненного смысла, личность удаляется от реализации себя в жизни. Ясно осознанные с юношеских лет жизненные смыслы могут вести человека в течении всей жизни как путеводная звезда, давать ему силу и энергию, способные преодолевать любые преграды. Поэтому проблема поиска смысла жизни и личностного самоопределения свое особое значение приобретает именно в подростковом возрасте.
Проблема поиска смысла жизни в подростковом возрасте очень актуальна так как, во-первых, не существует единого подхода к трактовке понятия смысл жизни; во-вторых, изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах современного общества влекут за собой ряд радикальных изменений и в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко выраженных у детей подросткового возраста.
Личностное самоопределение в подростковом возрасте и его характеристика
Подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, в этом возрасте встает проблема личностного самоопределения, выбора профессии, определения дальнейшего жизненного пути.
Личностное самоопределение лежит в основе всех других видов самоопределения (социального, профессионального, религиозного и других) и является новообразованием подросткового возраста. Одно из важнейших новообразований подросткового периода - личностное и профессиональное самоопределение. Оно подразумевает поиск смысла своего существования, устремленность в будущее, выбор профессии и т.д.
Л.И. Божович, характеризуя самоопределение, писала, что осуществляется оно, с одной стороны, через выбор профессии, а с другой - через поиск смысла своего существования.
Еще в первой трети ХХ в. Л.С. Выготский писал, что ключом к пониманию процесса личностного самоопределения подростков является вопрос об интересах. Данное положение за прошедшие годы стало еще актуальнее. Это связано с тем, что с каждым годом острее встает вопрос о личностном самоопределении подростков и юношей, основу для которого могут дать только их собственные, содержательные, личностно актуальные интересы. Полноценное личностное самоопределение базируется на собственной активности субъекта, на его деятельной позиции по отношению к «взрослому» миру. Все остальные подходы, при которых подросток рассматривается как объект приложения педагогических усилий или выявления имеющихся у него склонностей и предпочтений, мало результативны.
Выделяются следующие этапы личностного самоопределения подростков.
Первый этап. Для удовлетворения своих потребностей «Я-хочу» (по Фрейду, «Я – ид») подросток дифференцирует свои желания (определяет, что она хочет, целеполагает), организует поиск, перебирает (рассматривает, анализирует) имеющиеся возможности, осуществляет выбор целей (способов и средств) удовлетворения потребностей. Самоопределение в потребностях - «что Я хочу» является началом, запускает все процессы саморазвития: самопознания, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, саморегуляции, самореализации. Все они начинаются с целеполагания: поиска, выбора и постановки целей, то есть с самоопределения. В этом состоит первый (мотивационно-ориентационный) этап деятельности самоопределения. Результаты выбора «что Я хочу» поступают (передаются по каналам обратной связи) к самоуправляющему центру, подвергаются анализу, оценке, рефлексии, после чего следует коррекция выбора (первое «малое кольцо обратной связи»). Выбор и замыкание кольца «выбор – коррекция» может происходить как на рефлекторном, так и на рефлексивном уровне. На первом этапе у подростка имеется достаточно большое количество альтернатив для выбора, возможностей коррекции, поэтому замыкание кольца происходит многократно. Характерной стороной первого этапа является многообразие и многовариантность выборов. Субличность «Я – хочу» представляет, что не все возможные варианты могут осуществиться. Поэтому результат выбора «Я - хочу» не является единственным, их может быть достаточно много.
Одним из результатов первого этапа может быть отсутствие выбора. Подросток «не знает, чего он хочет» или «не хочет ничего». Он либо не имеет достаточного выбора (знаний, образов воображения, опыта, ощущений), либо выборы не подкрепляются.
Второй этап. Вслед за этим (и одновременно) развертывается анализ, оценка, рефлексия откорректированных результатов 1 этапа» и происходит новый выбор под углом зрения «что из этих результатов (выборов) Я могу осуществить» (фрейдовское Я – эго). Если на первом этапе преобладает эмоциональная составляющая Я-концепции, то на втором вступает в действие Я сознательное. Второй этап – это встреча потребностей со способностями, борьба противоречий (анализ возможностей в рамках способностей «могу ли Я?»), в результате преодоления которых отбираются варианты «что Я хочу и могу». Таких вариантов будет значительно меньше. Этот этап можно назвать диагностическим. Он сопровождается самодиагностикой, анализом своих возможностей. На этом этапе самоопределения личности требуются методы диагностики, дающие представление о своих способностях и соответствующие критерии их оценки, анализа. Важной для анализа собственных возможностей является привлечение собственного опыта, способность воображения, владение умственными действиями замещения, символизации, моделирования, схематизации, конструирования.
Третий этап – контролирующий. Откорректированные результаты выбора «что Я хочу и могу» по каналам обратной связи снова поступают в самоуправляющий механизм, подвергаются анализу, оценке, рефлексии и коррекции (образуется еще одно «малое кольцо коррекции»). Если на втором этапе идет сопоставление выбора подростка со своими способностями, «Я могу» как бы контролирует «Я хочу», то на третьем этапе самоопределения вступает в действие еще один, третий «контролер», в котором проявляется действие механизма направленности личности - «Я надо» (фрейдовское суперэго), реализующего взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, мировоззрение («я должен», «мне надо», «иначе я не могу»). Для окончательного выбора необходимо согласование требований всех трех факторов («Я-хочу», «Я-могу» и «Я-надо»). В результате третьего этапа подросток должна принять решение. Согласие, совпадение, одинаковость требований всех факторов самоопределения может быть в очень редких случаях. Чаще всего окончательный выбор происходит как принятие компромиссного решения или как процесс решения задачи самоопределения.
В подростковом возрасте важной составляющей личностного самоопределения подростка является эмоциональная составляющая Я-концепции, самоопределение здесь происходит в основном на эмоциональном, рефлекторном уровне, действует прямая и быстрая связь эмоций и поведения.
Английский психолог Р. Берне выделяет в эмоциональной компоненте Я-концепции подростка три важнейшие для развития личности эмоциональных состояния:
Я-нравлюсь - чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям;
Я-способен – уверенность в способности к той или иной деятельности;
Я-значу (нужен) – чувство значимости, защищенности и сбоем круге общения, самоуважения.
Положительная, мажорная Я-концепция (Я-нравлюсь, способен, значу) способствует проявлению потребностей подростка в положительной сфере, эффективному ее развитию, успеху. Отрицательная, минорная Я-концепция (Я-не нравлюсь, не способен, не значу) в такой же степени ухудшает результаты, тормозит развитие или способствует направлению потребностей подростка в отрицательную сторону.
Таким образом, наличие положительной Я-концепции (+Я) – основное условие активизации процессов самоопределения подростков, направленного на саморазвитие. Действительный уровень Я-концепции большинства подростков находится между +Я и –Я, довольно легко смещаясь в ту или другую сторону под воздействием внешних обстоятельств, условий образовательной среды, отношению к ребенку окружающих людей, учителей. Эмоциональная оценка своего «Я» играет огромную роль в формировании характера, системы ценностей и мотивов. На основе образа «Я» развивается личность, обладающая внутренним единством, организованная, способная руководствоваться осознанными и устойчивыми целями. В подростковом возрасте постепенно увеличивается роль сознательной составляющей Я, возникает способность отсрочить непосредственное удовлетворение потребностей, потрудиться ради будущего, «сначала подумать, потом сделать».
Мощными внешними факторами личностного самоопределения подростков выступают гуманно-личностно ориентированный подход, оценки учителя, отношение родителей, близких людей, отношение (мнение) значимых других, общественное мнение (класса), методы отрицательного стимулирования (принуждение, отрицательные отметки и оценки, негативизм воспитания, непонимание ребенка, не учет индивидуальных особенностей), методы положительного стимулирования (акцентирование положительного, авансирование оценки, свобода выбора, оптимистическая вера в ребенка, организационные формы обучения, педагогические средства повышения самооценки у детей в процессе школьного обучения.
Я-концепция является главным обобщенным субъектом самоопределения личности.
Таким образом, личностное самоопределение подростков представлено формированием на основе объективной самооценки отношения к себе, другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни.
Представление смысла жизни у современных подростков
Смысл жизни - это глубинное чувство удовлетворенности собственной жизнью. И связано оно с удовлетворенностью основных, подлинных потребностей человека (или же со стремлением к такому чувству удовлетворения). Это чувство может быть, как осознанным, так и не осознанным до конца.
Таким образом, понятие «смысл жизни» теснейшим образом связано с таким понятием, как «счастье».
Подростковый период занимает важную фазу в ходе взросления, в общем процессе становления личности, формирования жизненного смысла и считается критическим периодом онтогенеза.
Л.И. Божович и Л.С. Выготский отмечали, что в подростковом возрасте имеет место период отмирания старых интересов и развитие новых, происходит формирование смысла жизни, перестройка всех прежних отношений подростка к миру, самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения. Все это, в конечном счете, приводит к формированию жизненного смысла, то есть той жизненной позиции, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь.
Карпушина Л.В. указывает, что подростковый возраст является важным периодом в определении жизненного смысла, так как именно на этом возрастном этапе возникает такое новообразование, как самоопределение. Подростки осознают себя в качестве членов общества и занимают общественно значимую позицию. Формирование смысла жизни и самоопределение основывается уже не на мечтаниях, связанных с будущим, а на сложившихся интересах, с учетом возможностей подростка и внешних обстоятельств, связано с выбором профессии.
Д.Б. Эльконин в своей концепции говорит о том, что в подростковый период у ребенка возникает вопрос: «Кто Я?», к концу периода самоопределения, столкнувшись с действительностью, подросток понимает себя, свое место в этом мире, свое назначение в жизни, определяет смысл свой жизни.
По мнению Лариной А.А., особую актуальность процесс самоопределения и становления жизненного смысла приобретает в подростковом возрасте. Важнейшим компонентом этого процесса является построение модели собственного будущего. При этом представления старшеклассников о своем будущем, являясь перспективным взглядом на собственную личность, опираются на осознание цели жизни и ее смысла.
В.Э. Чудновский подчеркивает важную роль учета своих особенностей подростком и возможностей в формировании смысла жизни. Рассматривая адекватность смысла жизни, автор отмечает важность такой его характеристики, как реалистичность, которая определяется соответствием смысла жизни, с одной стороны, объективным условиям существования, а с другой - индивидуальным возможностям человека. Наиболее ярко эта характеристика проявляется в профессиональном самоопределении у подростков. Профессиональные устремления, по мнению автора, не учитывающие своеобразие индивидуальных особенностей и возможностей подростка, способствуют формированию неадекватного смысла жизни старшеклассника, который как бы закрепляет эти стремления, что приводит к жизненным конфликтам и негативно сказывается на всем процессе становления личности.
Образцом носителя высоких жизненных смыслов для детей любого возраста, особенно подросткового должен быть, прежде всего взрослый, родитель или учитель, в общении с которым и возможно зарождение у школьников представлений о смысле жизни, акме и затем их развитие и обогащение в период школьного ученичества.
Известный психолог Вайзер Г.А. утверждает, что только личность может воспитать личность. Основой такого воспитания является межличностное общение учителя и ученика. Но на практике оказывается, что именно такого общения с педагогами ребенку не хватает. На современном этапе развития общества среди возможных факторов, оказывающих влияние на становление смысла жизни у подростков и старшеклассников, на первом-втором месте оказываются воздействия родителей или собственный опыт, а общение с учителями устойчиво занимает одно из последних мест.
Таким образом, можно утверждать, что вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Особую значимость имеют проблемы смысла жизни вообще и своего существования в частности именно в подростковом возрасте.
Жизненная перспектива в контексте личностного самоопределения подростка
Становление идентичности предполагает процесс личностного самоопределения подростка, формирование мировоззрения и жизненной позиции относительно важных событий и явлений социального мира.
Продленность жизни во времени неизбежным образом включает в идентичность подростка представления о будущем, которые приобретают все более существенное значение. Будущее выступает в роли субъективного психологического пространства, в котором потребности подростка подвергаются когнитивной переработке в цели и поведенческие проекты. Будущее может быть понято как место строительства поведения и развития человека. Отношение подростка к будущему может принимать ряд варьирующих форм, переходящих одна в другую и расположенных в диапазоне от неотчетливых устремлений и образов того, «как хотелось бы» до рационально выстроенных и опирающихся на расчеты планов.
Исследователи, занимающиеся проблемой выстраивания жизненного пути и идентичности подростков, предлагают различные понятия для описания индивидуальных конструктов будущего.
Х. Маркус разработала концепцию возможных «Я», то есть «Я», отнесенных в будущее. «Возможное «Я»» - суть представления подростка о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному «Я»», заданному социальными нормативами и долженствованиями, ибо включает в себя негативные самохарактеристики. Оно отлично от «желаемого «Я»», непосредственно определяемого мотивами и устремлениями подростка.
Конечно, конструкты, предлагаемые исследователями, в существенной мере пересекаются и дублируют друг друга. Не так просто отграничить один уровень отношения к будущему от другого, что может привести к трудностям с сопоставлением данных разных исследователей. Вместе с тем они вполне определенно характеризуют личностные представления о будущем как одну из важнейших областей саморегуляции и самопроектирования жизни.
М.Р. Гинзбург указывает, что психологическое будущее по отношению к настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает его, а по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с ним, принимается как преемственность и развитие прошлого либо как его отвержение и отрицание. И то, и другое становится для подростка основой его личностного самоопределения.
Жизненная перспектива как составляющая жизненного пути личности, как сложное системное образование не является неизменной постоянной. Каждому качественно новому этапу жизненного пути должно соответствовать специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие - отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке.
Рассматривая особенности формирования жизненной перспективы подростков можно говорить о влиянии внешних и внутренних условий, способствующих или затрудняющих развитие данного феномена, приводящих к позитивной или негативной жизненной перспективе.
Позитивная жизненная перспектива подростка проявляется в получении образования, наличии семьи, реализации возможностей творческой самореализации, высокой жизненной плотности и характеризуется такими личностными особенностями как широкие контакты с людьми, раскрепощенность, самостоятельное принятие решений, выраженное стремление к самоутверждению, к тому, чтобы быть «ведущим», а не «ведомым».
Процесс формирования жизненной перспективы подростков основывается на интеграции внутренних и внешних условий становления жизненной перспективы личности в ее целостных отношениях с окружающей действительностью. Под внешними условиями понимаются опосредованные отношения подростка с миром: природой, человеком, культурой, обществом.
В исследовании Л.Ю. Ковалевой выделяется следующий комплекс внешних условий формирования жизненной перспективы подростков в образовательном процессе:
1) организационные (позиция педагога и учащихся, этапы движения учащегося в образовательном процессе, формы и методы организации процесса планирования жизненной перспективы);
2) содержательные (виды деятельности учащихся - исследовательская, проектная, познавательная, принципы построения образовательного процесса, информационное обеспечение);
3) мотивационные (проведение тренингов для формирования мотивации совместной деятельности, организация ученических конференций, конкурсов по защите плана карьеры, презентаций проектной работы с целью формирования интереса учащихся к учебной и профессиональной деятельности).
Организационные, содержательные и мотивационные условия определяются, в первую очередь, образом желаемого результата – более высоким уровнем готовности подростка к построению положительной жизненной перспективы.
Внутренние условия построения жизненной перспективы подростков связаны с такими категориями как:
- жизненные цели индивида, его «самомодель» (представлениями о собственных способностях, потребностях и недостатках, желаемом образе и стиле жизни);
- система ценностных, смысложизненных ориентаций;
- возрастные особенности (сформированность ведущей деятельности, особенности самосознания, восприятия времени).
Как подчеркивает Л.А. Регуш, условием формирования таких составляющих жизненной перспективы подростков как жизненные цели и планы, является обогащение опыта познавательной деятельности. Развитие способности к формированию представлений о будущем осуществляется в единстве с расширением круга знаний, опыта чувств, с развитием словарного фонда, пониманием связей и отношений между явлениями окружающего мира. Существенное влияние оказывают качественные особенности познавательных психических процессов: развитие чувствительности, свойств восприятия, развитие обобщенности и систематизированности представлений, качеств мышления и речи.
Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что процесс формирования жизненной перспективы личности, процесс становления основных структурных элементов жизненной перспективы основывается на интеграции внутренних и внешних условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о смысле жизни вольно или невольно, рано или поздно встает перед каждым индивидом. Особую значимость имеют проблемы смысла жизни вообще и своего существования в частности именно в подростковом возрасте. Личностное самоопределение подростков – это формирование на основе объективной самооценки отношения к себе, другому, к деятельности при гармонизации внешних и внутренних условий, осознания цели и смысла жизни.
Подростки, имеющие содержательные увлечения, в относительно большей мере определились со смыслом жизни и выбором профессии – одни из них предпочитают профессии, связанные с искусством, а другие – иные специальности. У подростков, увлеченных лишь общением, такой определенности нет. Показатели осмысленности жизни у подростков с содержательными увлечениями тесно связаны между собой, образуя органичное единство, а у тех, кто интересуется только общением, эти показатели имеют между собой мало связей. Наконец, у подростков, не имеющих содержательных увлечений, выявилась обратная связь между показателем уровня внутренней свободы и показателем уровня самоопределения. Все это говорит о действительно ключевом, важнейшем месте увлечений и интересов в развитии личности подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2011. – 195 с.
Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: АСТ, 2009. - 312 с.
Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека. / Психологический журнал. – 2001. - № 5. - С. 3-14.
Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.: Академия, 2013. - Т.4.- С. 244-269.
Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 24.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: АСТ, 2010. - 196 с.
наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 5-15.
Лебедев Н.В. Самоопределение подростков / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2011. - № 2. - С. 73-84.
Леонтьев А.Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Академия, 2013. - 156 с.
ориентаций личности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 6. - С. 5-11.
Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. - 2005. - № 2. - С. 74–80.
Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 3–15.
Эльконин Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах. -
18