Практические рекомендации в помощь педагогам начальной школы
и учителям-предметникам при осуществлении преемственности
в обучении русскому и белорусскому языку и литературе
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Адаптация в условиях предметной системы обучения
Пути решения проблемы учителями-предметниками
1. Максимально полное информирование учителей-предметников об умственных способностях и психологических особенностях учащихся, об их взаимоотношениях.
2. Опережающее обучение как фактор психологической подготовки учащихся к переходу на 2-ю ступень образования.
1. Знакомство с психологическими особенностями учащихся и микроклиматом классного коллектива.
2. Изучение особенностей образовательного процесса, посещение уроков в 4-х классах.
3. Создание благоприятного микроклимата на уроке и вне урока.
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Пробелы в знаниях
Пути решения проблемы учителями-предметниками
1. Предупреждение учителей-предметников о возникших трудностях в изучении предмета у отдельных учащихся класса.
2. Изучение программ и учебников для 5-го класса.
3. Выявление тем, вызывающих трудности у 5-классников. Более детальное и глубокое изучение данных тем в начальной школе.
3. Организация опережающего обучения как способ предотвращения возможного отставания учащихся.
1. Изучение программ и учебников для 3-го и 4-го классов; опора на имеющиеся у учащихся знания по теме урока.
2. Информирование учителей начальных классов о типичных ошибках, допускаемых 5-классниками.
3. Доскональное объяснение учащимся алгоритма действий при усвоении новой темы и выполнении задания; предоставление образца выполнения разборов, обозначения орфограмм; выполнение заданий по аналогии.
4. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к ученику с учётом темпа письма каждого ученика, его возможности построить устное высказывание.
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Различие систем и форм обучения
Информирование о технологиях, формах и методах организации учебной деятельности, используемых в начальных классах
Пути решения проблемы учителями-предметниками
1. Изучение и использование основных приёмов технологий начальной школы. Адаптация технологий начального обучения к технологиям старшей школы.
2. Использование форм и методов организации учебного процесса в начальной школе и осуществление плавного перехода к методам и формам организации учебного процесса в средней школе.
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Проблема организации самостоятельной работы на уроке
Обучение учащихся самостоятельной работе
Осуществление разнообразных форм само- и взаимоконтроля
Пути решения проблемы учителями-предметниками
Изучение данного вопроса при посещении уроков в старших классах; организация само- и взаимоконтроля на уроках в начальной школе
Обучение самостоятельной работе, приёмам вычленения главной и второстепенной информации
Изучение данного вопроса при посещении уроков в начальных классах; организация само- и взаимоконтроля на уроках русского языка и литературы
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Единая система итогового повторения
в 4-х классах и вводного повторения и контроля
в 5-х классах
Разработка единой системы повторения и контроля
Использование средств наглядности
Пути решения проблемы учителями-предметниками
Демонстрация наглядности, используемой на уроках в начальной школе
Использование системы итогового повторения и контроля в 4-х классах при организации повторения в начале года
Использование системы наглядности начальной школы
«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Переход от изучения предмета «Литературное чтение» к изучению предмета «Литература»
1. Формирование навыка беглого и выразительного чтения.
2. Обучение осмысленному пересказу текста, а не рассказыванию близко к тексту.
Пути решения проблемы учителями-предметниками
Конкретизация домашнего задания с указанием вида работы по тексту: выразительное чтение, чтение по ролям, ответы на вопросы, пересказ эпизода, творческое задание и т.п.
Проблема
Пути решения проблемы учителями начальных классов
Соблюдение единых требований
1. Посещение уроков в старших классах с целью изучения основных требований к учащимся во время занятий.
2. Изучение письменных работ учащихся, образцов выполнения различных видов разбора, работы над ошибками, обозначения орфограмм.
Пути решения проблемы учителями-предметниками
Проведение совместных заседаний учителей русского и белорусского языка и литературы и начальных классов по результатам посещённых уроков, обмен мнениями, анализ выявленных недостатков
Посещение уроков в начальных классах, изучение особенностей основных этапов:
1) подготовка ученика к уроку;
2) способы проверки домашних заданий;
3) контроль поведения учащихся;
4) выставление отметок учителем;
5) работа над ошибками.
Используемая литература: Лашина О. Ваш ребенок – пятиклассник. Занятия родительского клуба // Школьный психолог. Прил.к газ. Первое сентября. – 2006. - № 13.