Просмотр содержимого документа
«Прием "Концептуальная таблица"»
Урок №5 – 6 класс Приём: «Концептуальная таблица»
Цель урока : Проследить за нитью развития в Гейлигенштадском завещании Людвига ван Бетховена и сравнить с монологом Гамлета .Систематизировать в виде концептуальной таблицы, самостоятельно наметив категории сравнения.
Ход урока : Стадия вызова.
Звучит Соната №17 ,1 часть 2.17 .О чём эта музыка? В какой музыкальной форме это написанj ?О чём говорит музыка, а слово что выражает? Из какой ситуации пришлось находить выход композитору ? Он был не одинок в своём жизненном выборе. (Слайды Гамлет и Бетховен)
-Кто композитор? Что мы знаем про его жизнь ?
Но сегодня мы познакомимся с героем трагедии В. Шекспира- Гамлетом и вот он о чём думает в сложной ситуации. Монолог в записи. 2.40мин.
В монологе «Быть или не быть … » разные толкования вызывает начальный метафорический образ: что доблестнее для человека — «быть», то есть стойко переносить несчастья, или не быть, то есть прервать свои душевные страдания самоубийством. Идея самоубийства облечена в метафору: «поднять оружье против моря волнений» как раз и означает «умереть». Истоки этого иносказания уходят корнями в кельтские обычаи: для доказательства доблести древние кельты в полном вооружении с обнажёнными мечами и поднятыми дротиками бросались в бушующее море и сражались с волнами.
Можно смело сказать, что уже начиная с первого монолога героя ясно: жизнь не даёт радостей, она полна горя, несправедливости, разных форм поругания человечности. Жить в таком мире тяжело и не хочется. Но Гамлет не может, не должен расстаться с жизнью, ибо на нём лежит задача мести. Расчёт кинжалом он должен произвести, но не над собой. эта мысль приходит в голову. Самопроверка, самоконтроль неизбежно сочетаются с сомнением. Так это происходит и с Гамлетом, постоянно стремящимся осмыслить свои переживания и дать оценку своему состоянию.
В данном случае Гамлет приходит к неутешительному выводу. Обстоятельства требуют от него действия, а раздумья парализуют волю:
Гамлет признает, что избыток мысли ослабляет способность к действию. К кому это относится? К нему? Не означают ли слова Гамлета, что он отказывается от своего долга? Ничуть.
Стадия осмысления
Читаем по цепочке и заполняем таблицу:
Линии сравнения | Принц Гамлет | Людвиг ван Бетховен |
Причины | месть | болезнь |
Характер героев | рассудительный | решительный |
| | |
Пожелание | Мириться со знакомым злом | добродетель |
1.Отчего люди начинают думать про такой вариант развития?
2.Имеет значение характер человека?
3.Что они хотят оставить ,их пожелания?
А почему они сделали выбор в сторону жизни? Ответ мы спросим у самого Бетховена. Пишем в тетради 3 Прилагательных,2 глагола и название ,которое вы услышите в музыке.
Соната №17. 1 часть -3.16мин, 3 часть- 2.26мин.
На корабле Титаник был ансамбль музыкантов, при крушении, они достали свои инструменты и играли музыку великого Бетховена.
Шарлотта Коллиер:
«Мы, наверное, прошли с полмили, когда офицер приказал матросам перестать грести… Ни звука не донеслось до нас, кроме музыки оркестра, который я, странно сказать, услышала впервые за все это время. О, эти храбрые музыканты! Как чудесны они были!
-А мы просто споём нашу песню «Дорога добра » выполняя призыв Бетховена к Добродетели.