Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель должен помогать детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается работой, направленной на предупреждение недостатков речи. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Воспитатель ставит перед собой следующие задачи: Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: - звуковысотный слух; - слуховое внимание; - восприятие темпа и ритма речи. Формировать произносительную сторону речи: - учить детей правильному произношению всех звуков родного языка; - развивать артикуляционный аппарат; - работать над речевым дыханием; - вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; - вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию; - формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова; - фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее. Развивать произношение СЛОВ согласно нормам русского литературного языка. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра. Рекомендовано воспитателям использовать в своей работе различные формы: различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание образовательной деятельности по речевому направлению; отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включать в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения); организовать дополнительную работу по звуковой культуре речи вне образовательной деятельности (различные игры, упражнения в игровой форме и др.). внесение в образовательную среду (дидактических игр, подборок скороговорок, игровых упражнений на восстановление звукопроизношения). оформление речевого уголка (зеркало, подборка различных игр на развитие речевого дыхания, пальчиковые игры, альбом по звукопроизношению на все звуки т.д.). работа с родителями (подборка игр направленных на выработку у детей четкой дикции, правильного звукопроизношения, развития слухового и фонематического восприятия, картотека рекомендаций по обогащению активного и пассивного словаря, развитию диалогической и монологической речи и т.д.) В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей воспитатель должен учитывать особенности речи каждого ребенка, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами. Для воспитания звуковой культуры речи рекомендовано использовать следующие методы: - дидактические игры («Чей домик?») - подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай») - дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.) - метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.) Пользуясь указанными методами, воспитатель может применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: - образец правильного произношения, выполнения задания, который дает воспитатель; - краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата; - утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова); - образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок); - хоровые и индивидуальные повторения; - обоснование необходимости выполнить задание воспитателя; - индивидуальная мотивировка задания; - совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца); - оценка ответа или действия и исправления; - образная физкультурная пауза; - показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. Литература: · Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г. Филичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М.: 2000 г. |