СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне" 5 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 5 классе ппри изучении стихотворения А.С.Пушкина "Няне".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Няне" 5 класс"»

Урок литературы «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне»

Урок литературы «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне»

Цель урока: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина; стихотворением, посвященным няне поэта; формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом; - развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; - обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения; - развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Цель урока:

познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина;

стихотворением, посвященным няне поэта;

формировать умения и навыки работы с поэтическим текстом;

- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

- развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Александр Сергеевич Пушкин новая встреча

Александр Сергеевич Пушкин новая встреча

Встречи с творчеством А. С. Пушкина –  это «чудное мгновение»,  которое длится всю жизнь .

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь .

Арина Родионовна Яковлева

Арина Родионовна Яковлева

 В гостях у Пушкина

В гостях у Пушкина

 Пушкин и няня

Пушкин и няня

В гостях у няни Домик няни Пушкина . Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина

В гостях у няни

Домик няни Пушкина .

Здесь жила любимая няня Сашеньки Пушкина

Памятники А. С. Пушкину и его няне Арине Родионовне

Памятники А. С. Пушкину и его няне Арине Родионовне

 Загадочный образ

Загадочный образ

 Стихотворение «Няне» Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. 1826

Стихотворение «Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

1826

Анализ стихотворения Мастерица ведь была И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины..

Анализ стихотворения

Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины..

Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме. Горюешь, будто на часах – устар. ворота. Вороты Всечасно – постоянно .

Светлица

в старину: светлая

парадная комната

в доме.

Горюешь, будто на часах

устар. ворота.

Вороты

Всечасно

постоянно

.

 Образ няни «Давно, давно  ты ждёшь меня…»

Образ няни

«Давно, давно

ты ждёшь меня…»

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов .   Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?  Каким настроением пронизано это стихотворение?  Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок- цветов .

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

 Настроение стихотворения   Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками.   Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.   В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Настроение стихотворения

Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками.

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

 Лирический герой стихотворения Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия .

Лирический герой стихотворения

Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия .

Проиллюстрировать стихотворение Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня .  – строки рисуют забытый домик  в глуши сосновых лесов Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках .  – представляется няня, сидящая у окна  и поминутно вглядывающаяся вдаль. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь .- кажется, няня подошла к воротам и  напряженно смотрит вдаль.

Проиллюстрировать стихотворение

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня .строки рисуют забытый домик

в глуши сосновых лесов

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках .представляется няня, сидящая у окна

и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь .- кажется, няня подошла к воротам и

напряженно смотрит вдаль.

Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения. Перифраза подруга дней моих суровых Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе. Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота. Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни Повтор давно , давно Глушь лесов ,  эпитеты Забытые ворота Черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни. Черный отдаленный путь - символ разлуки Чувства няни названы прямо : горюешь. Тоска, предчувствия , заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь, Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках. Сравнение горюешь, будто на часах- п ередает постоянство ее томительного ожидания

Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения.

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, н есущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.

В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно , давно

Глушь лесов ,

эпитеты Забытые ворота

Черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

- символ разлуки

Чувства няни названы прямо : горюешь. Тоска, предчувствия , заботы

и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах- п ередает постоянство ее томительного ожидания

Домашнее задание Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Няне» наизусть. Написать мини-сочинение «Роль бабушки в моей жизни»

Домашнее задание

  • Выучить стихотворение А. С. Пушкина «Няне» наизусть.
  • Написать мини-сочинение «Роль бабушки в моей жизни»
Спасибо за внимание!  Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области Крючкова Галина  Анатольевна

Спасибо за внимание!

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа» Мещовского района Калужской области

Крючкова

Галина

Анатольевна